За чей счет производится снятие и установка прибора учета электроэнергии?

Согласно п. 178 Основных положений и пп. «б» п. 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), нарушение контрольных пломб и (или) знаков поверки прибора учета по вине потребителя (в случае, когда срок службы ПУ не истек) свидетельствует о безучетном потреблении и выходе из строя прибора учета.
Что говорит закон?
В силу п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об электроэнергетике», коммерческий учет электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителей, приобретающих электрическую энергию на розничных рынках и объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, с 01.07.2020 обеспечивают сетевые организации, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии при их выходе из строя.
Из п. 3 статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона следует, что расходы сетевой организации, понесенные ею для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003, подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно п. 136 Основных положений, Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 02.03.2021) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения указанных обязанностей, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.
Однако пунктом 80 (1) Правил регламентировано, что собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
Пунктом 139 Основных положений Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 установлено, что обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля в случае, если такая обязанность предусмотрена договором (имеется ввиду договор электроснабжения, где данная обязанность в большинстве случаев возложена на потребителя), возлагается на граждан – потребителей электрической энергии – собственников (владельцев) земельных участков в границах, которых установлены приборы учета.
Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией приборов учета.
Вопросы
Таким образом, при толковании перечисленных правовых норм обоснованно возникают следующие вопросы, которые требуют разъяснения законодателем:
1) Вправе ли сетевая организация взыскивать с потребителя убытки, связанные с приобретением, установкой, заменой, допуском в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, при нарушении контрольных пломб и (или) знаков поверки прибора учета по вине потребителя (в случае, когда срок службы прибора учета не истек) и наличии составленного в установленном порядке акта о неучтенном потреблении электроэнергии?
2) Вправе ли сетевая организация взыскивать с потребителя убытки, связанные с приобретением, установкой, заменой, допуском в эксплуатацию прибора учета электрической энергии (в случае, если срок службы прибора учета не истек) при его неумышленном повреждении потребителем или при неумышленном нарушении контрольных пломб и (или) знаков поверки прибора учета потребителем и своевременном уведомлении об этом сетевой организации потребителем?
3) Вправе ли сетевая организация взыскивать с потребителя убытки, связанные с необходимостью переноса прибора учета электрической энергии, замены пломб и (или) знаков визуального контроля прибора учета электрической энергии (в случае, если срок службы прибора учета не истек), когда данные действия не связаны с неучтенным потреблением электроэнергии, а обусловлены подачей заявки потребителя, который производит ремонт или реконструкцию жилого помещения, замену электропроводки, переносит вводно-распределительное устройство, или такая необходимость вызвана другими причинами, изложенными потребителем в соответствующей заявке?
Ответственным разработчиком Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» являлось Минэнерго России.
Ответ
Для разъяснения вышеперечисленных вопросов мной было подано обращение в Минэнерго России и получен ответ, из которого следует, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляется Минэнерго России по обращениям граждан в случаях, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.
В соответствии с законодательством у Министерства энергетики Российской Федерации нет полномочий по признанию чьих-либо прав нарушенными, и соответствующему их восстановлению.
Между тем в информационном порядке Минэнерго России сообщило, что Правилами и Основными положениями установлены обязанности собственников жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), собственников (владельцев энергопринимающих устройств) по обеспечению сохранности и целостности приборов учета и (или) иного оборудования, а также возмещению убытков сетевых организаций (гарантирующих поставщиков), причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением указанных обязанностей.
Согласно пункту 154 Основных положений демонтаж приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), для случаев, не связанных с их заменой, допускается при необходимости проведения работ по капитальному ремонту или реконструкции объектов в местах установки соответствующих приборов учета. Собственники приборов учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), имеющие намерение демонтировать такие приборы учета и (или) иное оборудование, а также собственники (владельцы) объектов, на которых установлены приборы учета и (или) иное оборудование, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), обязаны направить уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в адрес лиц, которые в соответствии с пунктом 153 указанного документа могут принимать участие в процедуре допуска соответствующего прибора учета в эксплуатацию. Указанное уведомление должно содержать предлагаемые дату и время демонтажа прибора учета и причины такого демонтажа, но не ранее 7 рабочих дней со дня его направления.
Однако не разъяснено, за чей счет будут производится демонтаж и установка прибора учета.
Таким образом, ответов на поставленные вопросы получено не было, а масштабные изменения законодательства об электроэнергетике, вступившие в силу с 01.07.2020 еще не получили однозначной оценки в правоприменительной практике судов и государственных надзорных органов.
Данные разъяснения были даны Министерством энергетики Российской Федерации со ссылкой на то, что отношения между физическими лицами и самостоятельными хозяйствующими субъектами регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
По моему мнению, это означает, что, пока не сформирована соответствующая практика, рассмотрение каждого спора будет производиться с учетом оценки индивидуальных обстоятельств, условий договора энергоснабжения, применением наиболее подходящих для конкретного случая вышеуказанных полярных правовых норм.
Как по вашему, за чей счет должны производится снятие и установка прибора учета электроэнергии?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Как говорится- понятно что ни х не понятно.
За их счет, а за ваши деньги, бесплатно в СССР осталось когда были ЖКО.
Нам бесплатно поставили во всём доме
ekimofblog.ru
ekimofblog.ru
Читайте, 6 статей там и о счетчиках всё подробно.
А что здесь думать . Чья пдомба счетчике после его установки , тот и отвечает .
Извините, но ничего не поняла. Увы.
Абсолютно пустая публикация!!! Таким образом можно и отрицательный рейтинг получить автору...
Мне поменяли в марте за счет энергетиков и ни копейки не взяли.