Кто заплатит за разбитый товар – и покупателям и продавцам нужно знать закон

Звук бьющегося стекла – привычное дело для торгового зала любого крупного магазина. Ни один из услышавших его сотрудников не удивится, но кто-то из них оперативно поспешит на звук, не только чтобы поскорее убрать острые осколки, но и чтобы застать на месте покупателя, разбившего товар.
Для покупателя же, как правило, такая ситуация не настолько привычна, и случайно разбитая банка помидоров или бутылка вина могут испортить ему не только поход за покупками, но и настроение на весь день, ведь сотрудники магазина, конечно же, потребуют с него заплатить за уничтоженный товар. В такой ситуации каждый поведет себя по-разному: кто-то послушно полезет за кошельком, кто-то устроит скандал, а кто-то разберется в неприятной ситуации спокойно и по закону.
Разбил значит купил?
В соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса РФ, риск случайной гибели вещи несет ее владелец. Переход этого риска к покупателю в соответствии со статьями 459 и 493 Гражданского кодекса РФ происходит после исполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи, то есть после выдачи кассового чека. До этого момента товар принадлежит магазину.
То есть, разбив товар до кассы, покупатель не становится его собственником. Однако, это не значит, что он может спокойно сметать все с полок на пол, ведь согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, лицо, причинившее вред имуществу юридического лица, должно возместить его в полном объеме. В то же самое время, часть 2 вышеуказанной статьи говорит о том, что лицо может быть освобождено от возмещения, доказав, что ущерб был причинен не по его вине.
Когда прав покупатель
Чаще всего, товар бьется случайно. Например, покупатель катит тележку с продуктами по узкому, заставленному коробками проходу и пытается объехать лежащие на полу коробки, но в ходе этого маневра задевает неустойчиво стоящий на полке товар, который падает и разбивается. Вроде бы ущерб причинил покупатель, но в этом нет его вины.
Дело в том, что неустойчивая расстановка товара на полках, загромождение проходов упаковками с товаром и существенное усложнение таким образом возможности для маневра, мокрые полы и скользкие зоны – это проблемы магазина. И если эти факторы привели к случайному повреждению покупателем товара, его вины в случившемся не будет.
Кроме того, магазин должен соблюдать при расстановке стеллажей определенные требования. Так, пункт 6.28 СП 118.13330.2012 указывает на то, что минимальное расстояние проходов между стеллажами зависит от размеров торговой площади и должна составлять:
- 1,4 м для площади до 100 кв.м,
- 1,6 м для площади от 101 до 150 кв.м,
- 1,8 м для площади от 151 до 400 кв.м,
- 2,2 м для площади свыше 400 кв.м.
Если требования проигнорированы и это привело к разбитому товару, то вина лежит на магазине.
Когда прав магазин
Вина будет лежать на покупателе, когда товар был разбит по его вине. Например, из-за неосторожности (взял с полки банку, и она выпала из рук), некорректного поведения (шел в состоянии алкогольного опьянения, шатался и завалил полку) или если ущерб причинен намеренно (да, такие случаи тоже бывают).
Но в любой ситуации лучше предварительно внимательно разобраться, а потом уже тянуться за деньгами для возмещения ущерба.
Последовательность действий
В первую очередь, конечно же, речь здесь идет о случаях повреждения дорогостоящего товара, когда доказать свою невиновность особенно важно. Например, покупатель разбил большой сервиз, бутылку вина за 8 000 рублей или вовсе повалил целый стеллаж, и вот возле него уже с неодобрительными взглядами стоят охранник и сотрудник магазина.
Если возник спор о том, кто виноват в повреждении дорогостоящего товара, и покупатель уверен в своей правоте, ему следует попросить позвать администратора или директора магазина и объяснить ситуацию им, подробно описав обстоятельства, которые привели к нанесению ущерба и вина за которые лежит на магазине.
Если дойдет до составления акта, то необходимо участвовать в этом процессе, потребуется предоставить анкетные данные. Укажите на свою невиновность, а администратору сообщите, что не намерены возмещать ущерб, по крайней мере, до вынесения соответствующего судебного решения.
После можно покидать магазин. Если охранники будут препятствовать этому, им следует напомнить ему об имеющихся у них полномочиях и последствий за их превышение, предусмотренных статьей 203 Уголовного кодекса РФ. В случае, если охрана продолжит вас удерживать, следует звонить в полицию. На нарушения вроде мокрых полов дополнительно можно пожаловаться в Роспотребнадзор и оставить запись в книге отзывов и предложений.
Никто не должен платить за ущерб, если не виноват в его причинении – ни продавец, ни покупатель. А что по этому поводу думаете вы? Приглашаю обсудить тему в комментариях.
Будьте здоровы и счастливы, берегите себя и своих близких, хорошего вам настроения!
Также мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав "ДА".
Спасибо за разъяснения! Вы всегда пишете "по делу". Удачи!
Благодарю за полезную информацию, хоть я и ранее знал об этом.
Повторение - мать учения!
Хорошо, что я в такой ситуации был лишь один раз - случайно разбил бутылочку кунжутного масла. Дорогим оно не было. Вина была явно моя, получилось случайно.
Как ни странно я еще какое-то время ходил по гипермаркету за покупками и никто меня не останавливал. Не знаю как бы было дальше, но я до покупки своих товаров просто подошел к администратору и заплатил. Надо всегда вести себя по-человечески.
Пример нанесения магазину ущерба по вине покупателя
Правильно сделал.
Нужная статья, спасибо