Отстранение от работы при отказе от вакцинации
Приветствую вас, уважаемые читатели!
В настоящей статье я хочу осветить вопрос отстранения сотрудников от работы в связи с отказом от вакцинации.
Данный вопрос в настоящее время стоит довольно остро и люди разделись на два лагеря. Одни считают вакцинацию необходимой мерой, а другие непомерным злом и ахинеей.
Судить о том нужно ли вакцинироваться или нет я не буду, так как не компетентен в этом вопросе. Зато хочу разобрать вопрос законности отстранения от работы сотрудников, не сделавших прививки.
Итак, статья 76 Трудового Кодекса РФ определяет перечень оснований для отстранения сотрудников от работы.
В числе таких оснований имеется отсылочная норма которая говорит о необходимости отстранения от работы «в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Я покопался в базе нормативных документов и нашел пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», который говорит, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок установлен постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825.
В данный перечень входят следующие виды деятельности:
1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Не нашли там кафе, рестораны и ЖКХ? И я не нашел. А всё потому, что в той самой статьей 76 Трудового Кодекса основанием для отстранения также являются требования органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Уфффф! Опять начинаем искать. И находим статьи 1, 6, 29, 31 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», которые при системном правовом анализе позволяют сделать вывод, что главы регионов вправе вводить ограничительные мероприятия (карантин).
Так вот, такие мероприятия вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Именно, эти компетентные должностные лица формируют перечень необходимых мероприятий для предотвращения распространения инфекции. В числе этих мероприятий, как раз и указывают на необходимость вакцинирования сотрудников занятых в тех или иных сферах труда.
По крайней мере, я нашел только такое объяснение.
Выходит, что отстранять непривитых сотрудников от работы можно, если у них отсутствуют медицинские противопоказания.
Ну вот и всё, что я хотел осветить по данной теме. Надеюсь, информация была для вас полезной и интересной. Понимаю, что статья получилась неоднозначная и спорная, но, как известно, в спорах рождается истина. Буду рад выслушать конструктивную и обоснованную критику по этому вопросу.
Июль 2021 года
Автор: Черныгов Сергей Иванович