Внесудебное банкротство
В феврале 2020 г. Государственной Думой в 1-м чтении был принят Законопроект № 792949-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части внесудебного банкротства гражданина)», устанавливающий возможности физических лиц освободиться от обязательств кредиторов без судебного решения, а только в соответствии с принятым арбитражным управляющим решением.
Принятый законопроект вступил в силу 1 сентября 2020 г. (далее – Закон № 289-ФЗ) введя таким образом, в отечественное законодательство совершенно новый институт – внесудебное банкротство гражданина, основное назначение которого в снижении судебной нагрузки и увеличение доступности процедуры банкротства для граждан (параграф 5 главы Х Закона о банкротстве). После введения процедуры внесудебного банкротства только 20,7% граждан, которые попытались ею воспользоваться. Заявления о признании их несостоятельными в МФЦ подали почти 2000 человек, но только для 413 процедуру одобрили. Главным препятствием для применения этой процедуры требование о завершённом исполнительном производстве. Должник оказывается в зависимости от действий кредиторов, которые должны такое производство возбудить, чтобы стали возможны следующие шаги потенциального банкрота.
При этом, что количество обращений в первый же месяц говорит о том, что потребность во внесудебном банкротстве есть и процедуру ввели своевременно. По мере того, как граждане разберутся в процедуре и требованиях, количество принятых заявлений на банкротство по упрощенной схеме будет расти.
Следует отметить, что необходимость введения упрощенного порядка признания гражданина банкротом была во многом обусловлена имеющейся статистикой решений судебных органов о банкротстве граждан. В частности, в 2018 году общий объем судебных решений о банкротстве граждан стал больше на 50% по сравнению с 2017 годом (порядка 44 тыс. за год).
При этом анализ данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) позволяет сделать вывод, что у 70-80% граждан, которые вступают в процедуру банкротства, отсутствует необходимое для погашения требований кредиторов имущество.
Статистика 2019 года продолжила неутешительную тенденцию. Несмотря на общий рост завершенных процедур реализации имущества (в 2019 году – более 18 тыс. по сравнению с 12 тыс. в 2018 году) количество дел, где по итогам процедуры кредиторы ничего не получили, составило порядка 71%, а дел, в которых у должника отсутствует необходимое для погашения требований кредиторов имущество, – 78%.
Представленные выше данные красноречиво свидетельствуют не только о растущей нагрузке на судебные органы по банкротству граждан, но и о преимущественном отсутствии результатов инициированной процедуры банкротства, так как должники не в состоянии погасить долги перед кредиторами и даже оплатить процедуру своего банкротства.
Сложность процедуры банкротства гражданина привела к необходимости формирования новых правил признания гражданина банкротом, не обремененных длительным разбирательством в суде и существенными финансовыми вложениями для гражданина, который и так «в долгах, как в шелках».
Как справедливо отмечает И.Ф. Сагитова, законодатель продумал и наличие в поправках социальной составляющей – изменения в законодательстве ориентированы на тех, у кого небольшая задолженность, но и ее они не в силах погасить.
Законодательное установление процедуры внесудебного банкротства гражданина предусматривает:
-формирование условий применения механизма внесудебного банкротства;
-установление особенностей подачи и рассмотрения заявления на процедуру внесудебного банкротства;
-установление правил размещения в ЕФРСБ данных, свидетельствующих о том, что гражданин был признан банкротом во внесудебном порядке;
-установление правил прекращения рассматриваемой процедуры и освобождения гражданина от обязательств перед кредиторами;
-безвозмездность процедуры внесудебного банкротства для граждан.
Следует отметить, что в Законе № 289-ФЗ присутствует только два условия, на основании которых гражданин может пройти процедуру банкротства во внесудебном порядке:
-общий размер обязательств гражданина перед кредиторами, включая не наступившие по сроку обязательства, а также обязательства по уплате алиментов и по договору поручительства, - более 50 тыс. руб., но не выше 500 тыс. руб.;
-на момент подачи заявления на банкротство гражданина в отношении него было завершено исполнительное производство из-за отсутствия/нехватки имущества для погашения долгов перед кредиторами и после, того, как взыскателю был возвращен исполнительный документ, другое исполнительное производство не было возбуждено (ч. 1 ст. 223.2 Закона о банкротстве).
О своем соответствии условиям гражданин подтверждает в своем заявлении. Также есть оговорка, что помимо представленных условий признания во внесудебном порядке гражданина банкротом не требуется его соответствие иным условиям.
Следует отметить, что экспертное сообщество в положительно относится к введению условия, устанавливающего определенный диапазон денежных обязательств перед кредиторами.
Так, по мнению Н. Ключевской установленный диапазон, с одной стороны, позволяет запустить процедуру банкротства для тех граждан, которые до этого были лишены этой возможности в рамках судебной процедуры банкротства (задолженность должна была быть свыше 500 тыс. руб.). Кроме того, нижняя граница диапазона в 50 тыс. руб. позволяет ограничить инициацию процедур банкротства с незначительной задолженностью.
Аналогичного мнения придерживается один из руководителей ООО ЮД «36 Стратагем» Е. Коробкова, считающая, что лимит в 50 тыс. руб. позволяет оптимизировать число процедур внесудебного банкротства граждан.
Говоря об обязательном условии окончания исполнительного производства в связи с отсутствием у должника имущества, эксперты отмечают, что оно является основным препятствием для инициирования процедуры внесудебного банкротства.
Так, юрист консалтинговой компании Parallel Legal Consulting Е.Морозова полагает, что на то, что можно долго прождать у приставов постановление о прекращении исполнительного производства. Это во многом вызвано длительностью судебных разбирательств и зачастую возобновления исполнительного производства, когда у должника появляются средства.
Следует отметить определенные особенности формирования заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке и его рассмотрения. В соответствии с положениями ст.223.2 Закона о банкротстве данное заявление гражданин может подать в МФЦ как по месту жительства, так и по месту пребывания. Форма заявления, а также правила его заполнения и направления утверждены Приказом Минэкономразвития России от 4 августа 2020 г. №497.
При этом в качестве обязательного элемента в заявлении должна присутствовать информация о должнике-гражданине (Ф.И.О. должника, дата его рождения, место рождения, СНИЛС, данные паспорта и т.п.) и его представителе, если таковой имеется и подает данное заявление. Кроме того, в заявлении обязательно должно быть подтверждено, что заявитель удовлетворяет требуемым условиям по величине долговых обязательств и сроку окончания исполнительного производства. Также отражается факт уведомления о последствиях возбуждения процедуры внесудебного банкротства гражданина.
Законодательно установлен порядок размещения в ЕФРСБ сведений о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке. Так, в реестр заносятся данные о гражданине-должнике, данные о его кредиторах и сумме требований, наименование МФЦ, который внес эти данные в ЕФРСБ (ст.223.3 Закона о банкротстве).
Последствия внесения в реестр указанных выше сведений проявляются во:
-введении моратория на удовлетворение требований обязательствам перед кредиторами;
-наступлении срока исполнения обязательств, которые возникли до включения сведений в реестр (кроме тех требований, на которые не распространяется мораторий);
-прекращении начисления штрафов и пеней, а также иных денежных санкций;
-гражданин-должник как бы предоставляет согласие на предоставление сведений кредиторам органами, которые осуществляют госрегистрацию или иной учет;
-введении запрета на совершение в ходе процедуры внесудебного банкротства гражданином-должником различных сделок по получению займов, выдаче поручительств, получении кредитов и других сделок с обеспечением (ст. 223.4 Закона о банкротстве).
Прекращение процедуры внесудебного банкротства гражданина связывается с моментом поступления имущества в собственность гражданина, если это происходит в течение срока рассматриваемой процедуры. Речь идет, в частности, о случаях, когда имущество появляется в результате оспаривания сделки, либо принятия наследства и т.п.
Действительно, если имущественное положение должника изменилось, он может быт способен исполнить обязательства перед кредиторами (полностью или частично). В этой ситуации гражданин-должник в течение пяти рабочих дней обязан направить об этом уведомление в МФЦ, а МФЦ, в свою очередь, в течении трех рабочих дней с момента получения данного уведомления - включить в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства в отношении данного гражданина.
Неисполнение гражданином такой обязанности чревато тем, что кредитор, указанный должником в списке кредиторов, сможет обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом.
Еще одним основанием для прекращения процедуры считается вынесение арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. Копию соответствующего определения арбитражный суд направляет в МФЦ не позднее трех рабочих дней после дня его вынесения, и МФЦ в течение трех рабочих дней включает в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства.
При этом в течение всей процедуры – со дня включения в ЕФРСБ сведений о ее возбуждении и до дня ее завершения или прекращения – в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом вправе обратиться:
-кредитор, не указанный в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина-должника;
-кредитор, указанный в таком списке, если задолженность перед ним указана не в полном объеме, существенно влияющем на признание гражданина соответствующим критериям для инициирования процедуры внесудебного банкротства, обнаружено принадлежащее должнику имущество или имущественные права, подлежащие госрегистрации или иному учету или имеется вступившее в законную силу решение суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной (ст. 223.5 Закона о банкротстве).
Спустя шесть месяцев с даты включения сведений в реестр о начале процедуры внесудебного банкротства гражданина, процедура банкротства завершается, что и должен отразить МФЦ в ЕФРСБ. Начиная с этого момента задолженность гражданина-должника перед кредиторами, которые указаны им в заявлении, будет признана безнадежной.
В случае, когда в заявлении о банкротстве гражданин указал сумму задолженности перед кредиторами, отличающуюся в меньшую сторону от реальной, он освобождается от обязательств в том размере, который указан в заявлении. Если указанная в заявлении сумма задолженности превышает реальную - то в размере реальной задолженности.
При этом должник не освобождается от исполнения требований, поступившие со стороны кредиторов, но не включенных в заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке. Аналогичная ситуация складывается и когда гражданин-должник привлекается к уголовной или административной ответственности за:
-совершенные в данном деле о банкротстве неправомерные действия;
-преднамеренное или фиктивное банкротство;
-незаконные действия гражданина-должника при возникновении или исполнении обязательства, на котором было основано требование в деле о банкротстве.
Речь в частности, идет о мошенничестве, злостном уклонении от исполнения требований налогового законодательства в части уплаты налогов и сборов, предоставление заведомо ложных сведений для получения кредита и т.п.
Поскольку возможность внесудебного банкротства гражданина-должника в качестве основания своего ведения предусматривала оказание социальной поддержки неплатежеспособным должникам и по-возможности возврата их в экономический оборот, то важной особенностью процедуры внесудебного банкротства служит ее бесплатный характер для должника. Законодательством не предусматривается взимание платы ни за рассмотрение в МФЦ заявления о признании гражданина банкротом в рамках внесудебной процедуры, ни за включение сведений в ЕФРСБ (ст. 223.7 Закона о банкротстве).
Если провести сравнительный анализ, то за процедуру банкротства, проведенную в общем (судебном) порядке гражданин должен понести следующие расходы:
-оплатить госпошлину 300 руб.;
-в депозит арбитражного суда внести 25 тыс. руб., чтобы оплалить работу финансового управляющего;
-оплатить расходы за внесение сведений о банкротстве в ЕФРСБ.
При внесудебном же банкротстве все представленные выше расходы несет государство.
В числе безусловных преимуществ процедуры внесудебного банкротства гражданина эксперты также выделяют:
-социально-реабилитационная цель, состоящая в списании непосильных долговых обязательств гражданина;
-ликвидация проблемы «вечной долговой ямы» путем предоставления возможности освободиться от задолженности гражданам, у которых полностью отсутствует имущество;
-простота инициирования внесудебного банкротства, удобство подачи заявления (в МФЦ, а не в суд) и оперативность его рассмотрения;
-сокращенный срок новой процедуры – шесть месяцев (это почти в 2,5 раза меньше среднего срока судебной процедуры банкротства и даже меньше изначально предлагаемого в Законопроекте № 792949-7 срока в один год);
-проведение процедуры без участия финансового управляющего;
-неприменение запрета на выезд за границу в отличие от общего порядка, когда арбитражным судом выносится определение о временном ограничении права на выезд гражданина из РФ на период рассмотрения дела в суде, и т. д.
Недостатки проявляются как в самой процедуре внесудебного банкротства гражданина, в части установления сроков, избыточного требования об окончании исполнительного производства и т. п., так и в правовом регулировании нового института, которые порождают риски для должников и кредиторов и не исключают возможных злоупотреблений с их стороны.
Как отмечает партнер Адвокатского бюро CTL П.Астапенко, должник может скрыть имущество, а также «дружественных» кредиторов, списать долги перед другими кредиторами во внесудебном банкротстве и удовлетворить требования перед кредиторами из сокрытого имущества, которые отсутствовали в поданном им списке кредиторов.
Кроме того, кредиторы с таким размером требований к должнику не могут производить ежедневный и даже ежемесячный мониторинг ЕФРСБ на предмет того, нет ли в нем сведений о гражданине-должнике как о внесудебном банкроте.
Кроме того, пока отсутствует правоприменительная практика, непонятно:
-чем должно подтверждаться требование кредитора – только ли наличием первичной документации или это должно быть судебное решение, и обладает ли полномочиями запроса документов у регистрирующих органов кредитор, которого нет в заявлении;
-какими полномочиями обладает кредитор в случае оспаривания данного требования третьими лицами;
-имеет ли право кредитор, не указанный в заявлении о признании должника банкротом, обратиться в суд в том случае, если сумма его требований не превышает минимального порога задолженности (не более 500 тыс. руб.) для признания должника банкротом, но в совокупности с требованиями других кредиторов эта сумма будет больше;
-что будет происходить с процедурой внесудебного банкротства в случае обращения должника в суд с заявлением о признании себя банкротом или во время рассмотрения требований кредиторов в арбитражном суде (будет ли она приостанавливаться или нет);
-имеет ли право кредитор запрашивать информацию о составе имущества семьи должника; является ли срок в полгода пресекательным.
О.Сулим относит к минусам процедуры:
-новизну самого понятия внесудебного банкротства, что не исключает многочисленных ошибок и недочетов;
-возможность проведения процедуры только при наличии исполнительного производства судебными приставами;
-малый верхний порог долга, который лишает возможности пользоваться процедурой значительную часть должников.
А М.Замолоцких выражает опасения относительно того, что внесудебная процедура банкротства может приобрести массовый характер, что негативно скажется на финансовом секторе и повлечет ужесточение банками порядка выдачи кредитов и предъявление повышенных требований к заемщикам.
Опасения вызывает возможность сопровождения процедуры банкротства через нотариуса и МФЦ - с учетом их загруженности, а также отсутствия необходимой компетенции и контроля над их деятельностью.
В целом положительно оценивая саму идею государственной поддержки граждан, попавших в тяжелое материальное положение, их реабилитацию и возвращение в экономический оборот, многие эксперты пока не видят в механизме внесудебного банкротства тех посылов, которые, преследуя общую цель минимизации нагрузки на суды, позволят в значительной степени повысить доступность и эффективность банкротства для граждан. Такой скепсис в большей степени связан с несовершенством введенного правового регулирования.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты