День семьи, любви и верности - 8 июля: традиции, что можно и нельзя делать в день Петра и Февронии
Относительно новый российский праздник День семьи, любви и верности отмечается ежегодно 8 июля. В 2021 году праздник приходится на четверг. День выбран неслучайно — 8 июля Русская православная церковь вспоминает святых Петра и Февронию, которые считаются образцом семейной жизни.
Светский праздник, приуроченный к дню поминовения этих святых, был учрежден в России в 2008 году. Праздник признается всеми конфессиями и посвящен всем российским семьям. Понятие семьи закреплено в обновленной российской конституции, семейным ценностям в нашей стране уделяется большое внимание. 8 июля, как правило, проводится много мероприятий, посвященных семье, однако из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в этом году все они в основном пройдут в онлайн-формате.
Согласно современной традиции, официально зарегистрировать брак 8 июля считается не только престижным, но и хорошей приметой — значит семья будет крепкой. Тем не менее полезно помнить, что церковный брак в этот день заключать нельзя: венчания не проводятся до окончания Петрова поста, который завершится 11 июля.
Повесть о Петре и Февронии
В книге повествуется о том, как встретились князь Петр и простая крестьянка Феврония. Однажды молодой князь отправился на охоту, и, повстречав огненного змия, убил его. Во время битвы кровь змия попала на кожу князя, отчего у него появилась проказа. Никто из муромских целителей не мог излечить князя.
Во сне князь увидел, что ему надо найти бортника (человека, добывающего мед в лесу от диких пчел). Дочь его, простая крестьянка владеет даром целительства, и излечит князя. Девушка, ее звали Феврония, была умна не по годам. Она сначала испытала княжеского гонца на знание мудрости, загадывая загадки. Феврония согласилась вылечить князя при условии, что тот возьмет ее в жены. Князь обманул крестьянку, погнушавшись ее происхождением. Девушка была готова к этому. Она оставила небольшой участок на коже незалеченным, и проказа снова начала расползаться по телу. Князь вынужден был обратиться к ней снова, и на этот раз сдержал данное ей обещание.
Князь Петр наследовал трон после своего брата. Но родственники и знатные муромские бояре не хотели принимать княгиней крестьянскую девушку из рязанской земли. Они поставили князю условие, что он должен отпустить жену, или покинуть Муром. Но князь успел оценить молодую супругу по достоинству, и полюбить ее за понимание и мудрость. Он предпочел покинуть родной город. Собрав на двух кораблях все необходимое и верных себе людей, он по Оке отплыл из Мурома. Оставшиеся родственники начали борьбу за право княжения, втянули в свои распри народ. В Муромской земле началась смута, грабежи, разбои. Тогда бояре послали за князем гонца с просьбой вернуться. Феврония своей мудростью и кротким нравом заслужила любовь горожан.
Князь многие годы справедливо и мудро правил в Муроме. Его жена тоже заслужила любовь и признание горожан своей кротостью и милосердием. На склоне лет он оставил княжение детям, а сам удалился вместе с женой в монастырь. Приняв монашеское пострижение с именами Давид и Евфросинья, супруги молили Бога о том, чтобы завершить жизненный путь в один день. Они попросили похоронить их тела в едином гробу, который был заготовлен заранее. Монахи не могли похоронить супругов рядом, так как супруги были пострижены в разных монастырях, и по церковному уставу обоих монастырей их не могли положить вместе Отказавшиеся от мирской жизни, супруги оказались в разных монастырях.
Князь Давид принял обет под именем Петра. Князя Петра положили для отпевания в церкви Пречистой Богородицы, а Ефросинью – в церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста, находившейся за городом. Соответственно, и хоронить их должны были за этими церквями. Наутро люди увидели, что они лежат вместе в соборной церкви в едином гробу из камня, который был высечен по княжескому приказу. Их снова разделили и положили в разные гробы, и на следующее утро история повторилась. Тогда люди восприняли это как волю Божью, и разделять Петра и Февронию не стали. Автор повести умалчивает о том, было ли это воссоединение делом рук человеческих, или явилось чудом, явленным Господом. Не известно, охранялись ли тела ночью, и могли ли люди князя, соединить их тела.
Теоретически, положить тела в одном гробу могли люди князя, которые любили и уважали своего правителя и его мудрую супругу. Князь прекрасно понимал, что монахи не станут вместе хоронить супругов, живших в разных монастырях, и вполне мог поручить своим людям, сделать это. Верующие же считают, что это воссоединение – милость, явленная Господом в отношении супругов, которые всю свою жизнь хранили друг другу верность.
Дата
Немало вопросов вызывает и дата смерти. В «Повести» монаха Еразма говорится, что супруги умерли 25 июня. В «Родословной книге князей и дворян российских и выезжих» тоже упоминается эта дата, как дата смерти. Однако Филарет ссылается на некую летопись, в которой говорится, что день смерти пришелся на «светлую седьмицу», а 25 июня князь и княгиня были положены в одном гробе. Поэтому День поминовения святых Петра и Февронии приходится на День перенесения святых мощей. Верующие воспринимают как благоволение Божие к умершему, когда человек умирает в пасхальные дни. Православная церковь поминает святых Петра и Февронию, канонизированных 300 лет спустя, в день перенесения святых останков из разрушавшегося кафедрального собора Бориса и Глеба в храм Рождества Богородицы. Храм был выстроен по приказу Ивана Грозного, а перенесение святых останков состоялось 25 июня (по церковному календарю), или 7 июля по общепринятому, григорианскому летоисчислению. Святые мощи князя чудом уцелели в годы строительства социализма и атеистических мировоззрений, когда собор был разрушен. Новое перенесение мощей состоялось в 1992 году, и теперь святые князь и княгиня покоятся в соборе Святотроицкого монастыря в Муроме.

Народные традиции и приметы: что можно и нельзя делать 8 июля
Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака, этим святым молятся о хорошей семейной жизни, о благополучной беременности, о здоровье детей. В это время, сразу по окончании Петрова поста, на Руси традиционно начинался летне-осенний период свадеб. Жениться летом, до завершения полевых работ, считалось престижным, согласно приметам, семьи, созданные в это время — крепкие и дружные.
8 июля на Руси девушки, ожидавшие свадьбы, старались встать пораньше, помолиться Петру и Февронии, а затем окунуться в открытый водоем, чтобы «смыть» с себя грехи.
При этом по народной примете 8 июля ни в коем случае нельзя ходить в лес, поскольку фигурирующий в повести о Петре и Февронии коварный змей (аналог библейского змея-искусителя) подстерегает в лесной чаще новы жертв.
Девушкам и замужним женщинам во избежание искушения в этот день требовалось соблюдать особую скромность в одежде и поведении. Тех, кто позволял себе вольности, строго порицали.
Поскольку это время Петрова поста, для верующих под запретом мясное, молочное и яйца. В 2021 году 8 июля приходится на четверг: разрешены рыба и морепродукты, а также горячая постная пища с растительным маслом. Венчанным супругам не рекомендуется в этот день телесная близость, поскольку это время поста. Романтические свидания разрешены, но поцелуи и нескромное поведение возбраняются, иначе, согласно приметам, пара распадется, а девушку сочтут опозоренной.
Забодяжил, однако, князь свои имена.
Или летописец тоже с огненным змием мутил.