Трагедия "речного Титаника". Как погибли пассажиры "Булгарии".
10 лет назад 10 июля 2011 года на пути из Болгара в Казань затонул двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария". Из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых было 28 детей.

10 июня 2011 года теплоход "Булгария" шёл по маршруту Казань-Болгар-Казань. Рейс короткий, основная категория пассажиров - родители с детьми или коллеги шумной компанией. Первые любуются красотами, их детей развлекают в игровой комнате, затем они выходят на экскурсию и возвращаются домой... Двухпалубный теплоход (дизель - электроход) "Булгария" был построен в 1955 году на верфи Narodny Podnik Skoda Komarno в Комарно (Чехословакия, сейчас Словакия) по проекту 785 во второй серии. С момента постройки теплоход носил имя Украина, в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии. Пароход был длиной 78 метров, шириной 12,2 метра, пассажировместимость 140 человек. В тот день на Волге был "страшный шторм", как писали газеты - дождь, ветер, гроза. Но даже в такую погоду многие пьют и не беспокоятся о безопасности... потому что судов вокруг много, берег виден и, как говорится... что тут плыть?! Жилеты были, но где они никто не знал, не было и инструктажа перед отплытием. Судно не ушло бы в такую погоду, но шторм разразился, когда Булгария возвращалась в Казань... Но все равно, скорее всего, Булгария спокойно бы добралась до Казани, если бы не техническая неисправность - судно шло с креном на правый борт. Причём теплоход косило, как минимум с 2010 года, о чем не раз позже вспоминали члены экипажей других теплоходов. Кроме того экипаж не закрыл иллюминаторы на нижней палубе. В тот момент, когда Булгария в левый поворот у села Сюкеево Камско-Устьинского района, при перекладке рулей теплоход получил дополнительный динамический крен на правый борт. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через них за одну минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Капитан решил лечь курсом "на ветер" и сесть на ближайшую мель. Для этого рули были положены на 15 Т влево. Но после меневра, суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту с двух бортов. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта полностью погрузилась в воду. Судно находилось слишком далеко от берега. Произошло резкое увеличение крена, судно опрокинулось на правый борт и затонуло... Трагедия произошла примерно в 13 часов 58 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района республики Татарстан. Теплоход "Булгария" затонул в трех километрах от берега - всего за 5 минут он погрузился на 20 метров в глубину. Даже сигнала о бедствии никто не успел подать. Члены экипажа пытались оповестить пассажиров... Лишь те, кто успел выскочить на палубу и прыгнуть за борт смогли спастись. Доплыть в плохую погоду было сложно даже тем, кто хорошо умел плавать. Кроме того теплоход погрузился быстро и в воронку утянуло много тех кто умел плавать, но не имел спасательных жилетов. Многие дети в момент крушения находились в музыкальном салоне. На некоторых из них успели надеть жилеты, но вывести на палубу всех не успели. Кого-то позже нашли в коридоре, других в музсалоне. Узнав об этом уже на берегу некоторое родители бросались обратно в воду. Спасатели и очевидцы держали отцов и матерей, которые не нашли своих детей на берегу среди спасенных и были готовы плыть к затонувшеиу судну... Вскоре за спасшимися пассажирами подоспела "Арабелла" во главе с капитаном Романом Лизалиным. По одним данным, о "каком-то ЧП и плотах в Волге" сообщил капитан буксира "Дунайский-66 Александр Егоров, и пошёл дальше, не стал спасать утопающих. Также поступил и капитан сухогруза" Арбат" - просто прошёл мимо теплохода" Булгария" и позже был оштрафован на 130000 рублей. Он решил, что "Арабелла" справится и без его помощи.


На протяжении нескольких дней со дня трагедии продолжалась операция по подъёму теплохода "Булгария" со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. Позже подняли и теплоход.

Всего на борту пассажирского судна находились 201 человек (при пассажировместимости 140), 122 из них погибли (включая капитана теплохода "Булгария" Александра Островского). В катастрофе спаслись 79 человек: 50 пассажиров, 23 члена экипажа и 6 незарегистрированных. Всего на борту работало 33 человека. Трагедия пришла почти во все семьи которые были на судне в тот злополучный день. Потом были суды: владельца, арендатора и чиновников осудили. Но жизнь людей не вернуть... Вода халатность не прощает. Светлая память погибшим... (Источник: Life).
Должны ли госинспекции проводить проверки технического состояния средств передвижения, как государственных так и частных?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Все должно быть давно, не только проверки. Вот только что то анархия задержалась...
На совести владельцев судна жизни 122 человек. Прекрасно знали, что теплоход неисправен, но ради прибыли были готовы на всё. Прошло 10 лет, виновные в той трагедии уже все на свободе, но родным, потерявших своих близких в тот злаполучный день до сих пор нет успокоения.