Русский LTE
Операторов с 2023 года ждут огромные капвложения и российское железо.
С сентября начнут заканчиваться десятилетние лицензии LTE в диапазонах 700, 800, 2,5-2,7 ГГц. Получение разрешения – это не только госпошлина. Частоты во всем мире разыгрывают на аукционе (отчего местные «Минсвязи» получают хорошие средства для развития отрасли). После аукциона, лицензии должны быть обеспечены условиями, например, создать определённый уровень качества связи на соцобъектах (школы, ФАПы и т.п.).
С 2023 года обеспечение лицензий хотят усложнить, в т.ч.:
1. LTE-сети будут строится только на отечественном железе;
2. Связью должно быть обеспечено 99% населенных пунктов свыше 500 человек;
3. Связью должно быть обеспеченно 99% федеральных автомагистралей.
Разберем пункты поподробнее.
Отечественное LTE.
В отличие от 5G, российские базовые станции четвертого поколения существуют, но зверь все же редкий. Но руководство, принявшее такое решение, абсолютно не понимает, как работает и планируется система радиодоступа.
Ставить одиночные новые БС в регионах не получится. Есть куча причин, из-за которых операторы строят моновендорные региональные сети. Этим правилом руководствуются все компании. Например, есть такое понятие, как Handover – процесс передачи абонента от одной станции к другой. Если абонент переходит из зоны действия станции Huawei в зону Ericsson, у него, с большей вероятностью, будет обрыв сети. Бывают случаи, когда «вылет» из сети приходится чинить перезагрузкой смартфона.
Дополнительно, ситуация отягощается неполнотой спектра отечественного железа. Его все равно придется «женить» с чем-то импортным.
Поэтому, переход на отечественное LTE возможен при двух условиях: при обкатанной технологии OpenRAN или при полной замене оборудования региона (SWAP). OpenRAN активно развивают МТС и Ростелеком, но эти компании не готовы пока что на него перейти. На полный SWAP региона не согласится даже госоператор под угрозой расстрела – какой-то регион будет сидеть без связи. Таких масштабных испытаний российского железа не было. Риски очень велики.
Населенные пункты.
Поселки и деревни от 500 до 1000 человек оказались не у дел. Пункты свыше тысячи жителей оператор обязан покрывать согласно решению ГКРЧ от 2013 года. Те, что меньше 500 человек должен закрывать Ростелеком в рамках УЦН 2.0. А вот про «тысячники» забыли и решили нагрузить ими частных операторов.
Федеральные трассы.
По данным Росстата, в России 60,4 тыс. км федеральных дорог, из них 27 тыс. мониторится РКН. То, что более-менее окупается – операторы уже покрыли. Но это, в основном, дороги центральной и южной России, такие как М 4 «Дон», М 3 «Украина» и т.д. Показательный хороший кейс - М 11 «Нева». Росавтодор обеспечил дорогу инфраструктурой для операторов, а компании на эти столбы разместили железо в конфигурации SingleRAN 2/4G. Таким образом трасса с не очень большой пропускной способностью (М 11 – платная), за счет взаимодействия компаний, стала полностью накрыта сетью трех операторов (кое кто в сделку не вошел). Но для таких решений нужны благоприятные условия.
Ведомости указывают, что изначально программа «Цифровая экономика» предусматривала субсидии операторам на покрытие автодорог связью в 2019–2024 гг. в размере 28 млрд руб. (в 2020 г. Минцифры предложило сократить этот бюджет до 18,4 млрд руб.). Но мы хотим напомнить, что в этом году субсидии на покрытие автотрасс исчезли вовсе.
Текущий законопроект требует публичного обсуждения, а также пересмотра, особенно в части отечественного оборудования. Предполагаем, что в стране в 2022 году будет самая бурная стройка за все года, этакая попытка «наесться в последний раз». Да и с Huawei как-то неудобно получится, все-таки они вкладываются в Россию, открывают R&D Центры, кафедры… А мы запретим их оборудование. Как-то не по-партнерски.