Ещё больше начальников. Зачем федеральным округам назначили ответственных за развитие
Председатель правительства России Михаил Мишустин назначил кураторов развития федеральных округов из числа вице-премьеров правительства России. Теперь эксперты спорят, чем кураторы займутся в первую очередь и следует ли из решения премьера скорое исчезновение института полномочных представителей президента в тех же федеральных округах.
Михаил Мишустин напутствовал своих заместителей перед новой работой так: "Каждый из вас на закреплённой территории будет ответственным за её социальное развитие, за то, насколько эффективно расходуются бюджетные средства, отвечают ли эти траты запросам людей и как соблюдается бюджетная дисциплина… Причём все эти задачи следует реализовывать как в округе в целом, так и в каждом из субъектов, входящих в его состав (цитата по "Российской газете")."
Курировать регионы назначены:
Виктория Абрамченко - Сибирский федеральный округ;
Татьяна Голикова - Северо-Западный федеральный округ;
Дмитрий Григоренко - Центральный федеральный округ;
Юрий Борисов - Уральский федеральный округ;
Александр Новак - Северо-Кавказский федеральный округ;
Марат Хуснуллин - Южный федеральный округ;
Дмитрий Чернышенко - Приволжский федеральный округ.
Развитием Дальневосточного федерального округа и Арктики продолжит заниматься вице-премьер Юрий Трутнев.
Политологи и профессионалы государственного управления отмечают, что на данный момент только Юрий Трутнев располагает административным аппаратом для того, чтобы всерьёз заниматься развитием вверенного ему региона. В его распоряжении целое министерство по развитию Дальнего Востока, а также аппарат полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе - Юрий Трутнев единственный совмещает сразу две должности, вице-премьера и полпреда.
У всех остальных заместителей председателя правительства пока прибавилось обязанностей, но не инструментов для их исполнения.
По сути, на данный момент кураторы регионов могут разве что собрать губернаторов своих округов на совещание и потребовать отчёта, - отмечает источник Царьграда в аппарате правительства России. - Чтобы они могли нечто большее, следовало бы создать хотя бы специальные департаменты в аппарате правительства, а лучше целые министерства развития, как на Дальнем Востоке. Но пока о такой реформе ничего не слышно.
Естественно, создание института кураторов федеральных округов породило волну слухов о скором расформировании института полномочных представителей президента вместе с их аппаратами. Действительно, кажется, что вице-премьеры и полпреды будут дублировать друг друга.
Но всё не так просто: смысл полпредов президента изначально (в мае 2000 года) заключался в том, чтобы приблизить "око государево" к губернаторам - к людям, которые в отдельных краях и областях могут действовать своевольно. Губернаторы тогда были избираемыми представителями местных элит, а ельцинская система договоров центра и субъектов федерации делала субъекты действительно очень разными, в том числе с разными законами и разной ответственностью перед центром.
Со временем законодательство было унифицировано, а своеволие закончилось, так как губернаторы превратились практически в обычных чиновников. Полпреды же в глазах региональных политиков превратились в надзирателей за исполнением указов и поручений президента. Публичного в этой работе мало, но полномочий довольно много.
Поскольку федеральные округа с самого начала формировались с прицелом не только на политику, но и на экономическую географию, полпреды могли совмещать полномочия политических администраторов и экономических администраторов. Именно таков пример Юрия Трутнева, и именно поэтому политическую систему периодически тревожили слухи о том, что такими полномочиями и возможностями наделят всех полпредов во всех округах. Развитие системы пошло по другому пути, но необходимость в политическом руководстве на уровне федеральных округов не отпала.
Так что полпреды остаются там же, где и были, а кураторы экономического развития регионов теперь вице-премьеры. С авторитетом федерального правительства за спиной, с личной ответственностью за исполнение социальных обязательств на уровне вплоть до отдельных регионов, но, кажется, "без рук" в административном плане.
Насколько эффективным окажется принятое решение, покажет время. Граждане станут судить об этом по тому, начнёт ли вместе с обещанным восстановлением экономики страны улучшаться жизнь простого человека "на местах".