В каких случаях компания вправе направить претензию по e-mail или в мессенджере

Теперь претензию можно направить по e-mail, через мессенджер или соцсеть, даже когда таких правил нет ни в договоре, ни законе. Пленум это подтвердил. ВС 18 Однако без предварительной подготовки этот вариант рискованный. Причина: придется доказывать, что привыкли переписываться электронно и такой способ общения с контрагентом — обычная практика. Не докажете — суд оставит иск без движения, рассмотрения, а затем вернет.
(ВС 18 П. 13 постановления Пленума ВС от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»)
Риск еще в том, что не все суды примут новые правила. Некоторые продолжат работать, как привыкли: не признавать досудебный порядок соблюденным, если истец направил претензию в мессенджереА 40 или через соцсеть. А 79 И неважно, каким мессенджером пользовался — WhatsApp, А 60 Viber, А 28 Telegram, суды говорят примерно одно: «в договоре стороны не указали, что направлять претензию можно через мессенджер, в законе тоже таких правил нет, значит, досудебный порядок не соблюден».А 59 Зачастую не признают претензией и письмо по e-mail. А 41 Ссылка на новый вывод ВС может не сработать. «Пленум нам не указ» — и такую позицию можно встретить в суде.
Если хотите направлять претензии электронно, закрепите такой порядок в договоре. Впишите адреса электронной почты и номера телефонов, которые можно использовать для обмена претензиями. В таком случае не придется подтверждать, что переписка по e-mail или в мессенджере — «обычная сложившаяся деловая практика» между вашей компанией и контрагентом.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Полезно!