Пушкин на государственной службе, его знаменитые произведения и царское давление

Служба в государственных архивах
Общественной мыслью России Пушкин уже давно был признан первым поэтом страны. К тому же поэт всегда интересовался политикой. Стремясь влиять на общественную и литературную мысль современников, Александр Сергеевич задумывает издавать собственную газету. В 1831 году он запрашивает у правительства разрешение. Это разрешение было дано лишь в июле 1832 года.
В это время Александр Сергеевич необыкновенно активно принимается за архивную работу, не забывая при этом и свои литературные труды. Пушкин посещал высший круг современного ему общества, благодаря чему он мог воочию убедиться, что отечественная литература начала возбуждать живой интерес даже там, где прежде её существование игнорировали. Теперь на звание литератора смотрели как на что-то достойное зависти, поэтому Пушкину казалось, что влиятельный печатный орган будет уместен, как никогда.
В личной жизни Пушкина продолжают мучить материальные заботы. После переезда в Петербург за ним ещё оставались от холостой жизни карточные долги, а расходы из-за семейной жизни увеличиваются вдесятеро. Всю жизнь Александру Сергеевичу не хватало денег. Семейного состояния не было никакого, деньги он вынужден был зарабатывать. Женитьба и необходимость содержать семью лишь усугубила это положение. Поэт вынужден просить у правительства денежные ссуды в счёт будущего жалования. Это положение угнетало поэта. От императора Александр Сергеевич получает задание написать историю Петра Великого. Жена поэта становится украшением придворных балов, блистая на светских приёмах при дворе.
В этот период своей жизни в Петербурге Пушкин был очень недоволен положением своих дел, хотя быт его скрашивает горячая любовь к жене. Он пишет Нащокину: «Моя петербургская жизнь – ни то, ни сё. Мне мешают скучать заботы. Мне не хватает досуга, столь необходимого писателю. Я кружусь в свете. Моя жена в большой моде. Это всё требует денег, а деньги мои достаются мне через труды, которые требуют уединения».
Пушкина угнетала необходимость посещать эти придворные празднества. И его по-прежнему угнетало, что каждый его шаг пытается корректировать царь и правительство. В семье поэт видел цитадель личной независимости и человеческого достоинства. Она должна служить надёжным убежищем от полицейского вмешательства, быть той святыней, в которую не смеет сунуть нос никакая власть. Если от надзора своей общественной жизни Пушкину было никуда не деться, то в частной жизни он надеялся найти столь желанный ему приют.
Правительственная цензура

(граф А.Х. Бенкендорф)
Зимой 1832 года граф Бенкендорф объявляет Пушкину, что он должен давать ему на просмотр каждое своё произведение. Император оценил влияние Пушкина на умы людей, и, признав в нём крупную общественную силу, он всю жизнь преследовал поэта своей цензурой. Рассматривая сочинения Пушкина, царь нередко давал ему советы, равносильные приказам. Так, помимо цензуры царя, поэта обязали предоставлять все свои сочинения в цензуру обычным порядком. Бенкендорф в свою очередь переправлял сочинения Пушкина царю, прилагая к ним их краткое содержание и даже критический отзыв. Порой этот строгий надзор переходил в настоящую травлю.
В 1832 году Николай I решил стать не только цензором, но и редактором поэта. Сохранились пушкинские рукописи не только с пометами, но и с поправками царя. К текстам, которые подверглись лишь цензуре, без редактирования императора, относятся «Записка о народном воспитании», которую Николай сам заказал Пушкину, «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Сцена из Фауста» и другие небольшие произведения. «Записку о народном воспитании» поэт писал очень неохотно. Царь при прочтении отметил в ней вопросительными знаками 28 мест.
Знаменитые романы и повести
Зимой 1832 года была опубликована последняя глава «Евгения Онегина». Пушкин работал над романом по его словам «7 лет 4 месяца 17 дней». Первые же главы привели публику в удивление и восторг. Люди восхищались новизной замысла романа и эстетическим совершенством этого произведения. А в дальнейшем восторженность многих сменяется на самые противоречивые суждения. После дальнейших глав критика, признавая редкое дарование поэта, нападает на частности, считая, что в романе нет плана, связи и характеров. После этого Пушкин в своём печатном органе начинает ожесточённую борьбу с критиками, так ничего и не понявшими в замысле романа.
Следует отметить, что глава 9 - о путешествии Онегина не вошла в роман в окончательной редакции. Она выходила частями: одна часть была напечатана в «Московском Вестнике» в марте 1827 года, другие отрывки появились в «Литературной газете» 1 января 1830 года. Также Пушкин задумывал написать 10 главу «Евгения Онегина», но глава не была опубликована и до нас дошли лишь её отрывки из черновиков. По словам современников, в 10 главе Пушкин, предположительно, хотел показать поездку Онегина на Кавказ и его гибель там. Пушкин зашифровал первые 16 строф главы. Эта зашифровка дошла до нас не полностью: по ней можно восстановить лишь часть текста. Среди этого текста есть любопытные строчки, написанные об александровском режиме:


В октябре 1832 года поэтом начат «Дубровский» – незаконченная повесть А.С. Пушкина. В ней Александр Сергеевич подымает столь острые в его время социальные вопросы, как судьба русского крестьянина, взаимоотношения между помещиками и крестьянами. До сих пор исследователи спорят о главной теме повести. Это и внутрисословный дворянский конфликт и крестьянское восстание. В повести затронут основной конфликт пушкинской эпохи – противоречия между крестьянством и дворянством. В «Дубровском» обрисована тема нараставшего недовольства крестьян после Отечественной войны 1812 года, изображены быт и психология поместно-усадебного дворянства. В романе также обрисована романтическая история любви отпрысков двух враждующих помещичьих семейств – Владимира Дубровского и Марии Троекуровой. Многие фразы из этого романа дошли и до наших дней. Сейчас в ходу слово «троекуровщина», которое обозначает порядки и правила, принятые у Троекурова – неуважение к чинам, жестокое обращение с крепостными и пр. Произведение так и не было закончено. При жизни Пушкина он ни разу не издавался.
В 1833 году Пушкин активно работал над сбором материала для «Истории Пугачёва». Он задался целью осмотреть места сражений. Для этого Пушкину разрешена четырёхмесячная поездка в Оренбургскую и Казанскую губернии. Он берёт летом 1833 года двухмесячный отпуск и едет в Казань, Оренбург, Симбирск, Уральск, где расспрашивает местных жителей о произошедших в этих местах событиях. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина – роман о восстании Емельяна Пугачёва (1773-1775 гг.). Поэт много работает над секретными архивными документами (само «Дело Пугачёва», строго засекреченное, оказывается недоступным). В романе, хитроумно замаскировав свои мысли, Пушкин даёт понятие о причинах возникновения пугачёвского восстания, о социальных силах, содействовавших или препятствовавших ему. Образы романа типичны и вместе с тем сохранена их яркая индивидуальность и занимательность сюжета. В основе данного романа – мемуары 50-летнего дворянина Петра Андреевича Гринёва, посвящённые «пугачёвщине», в которой он 17-летним юношей принял невольное участие.
В данном произведении рисуется яркая картина стихийного крестьянского восстания. Емельян Пугачёв - предводитель восстания - изображён Пушкиным иначе, чем его изображали современные ему историки. Он представлен не кровожадным убийцей, а смелым и талантливым народным вождём. Благодаря уму, энергичности, сообразительности и выдающимся способностям Пугачёв объединяет вокруг себя людей со всей России. К нему стекаются и казаки, и башкиры, и чуваши, и татары, и крестьяне. Вместе с тем Пугачёв жестоко расправляется с теми, кого считает народными угнетателями. В Емельяне Пугачёве сочетается героизм и величие, показаны лучшие черты русского национального характера. Вместе с тем само восстание Пушкин расценивает как бессмысленный бунт – страшный и беспощадный, и даёт читателю возможность ощутить весь его кровавый ужас.

Необходимо сказать, что в этом труде Пушкин проявляет себя как незаурядный историк-исследователь. В своём документальном произведении Пушкин подробно исследует появление Пугачёва в уральских степях, развитие движения восставших, их точных маршрут. Пушкин точно, сухо и без эмоций излагает сведения из архивных документов. «История Пугачёва» была ценна на то время именно как первый документально-исторический труд о событиях, сведения о которых до этого хранились лишь в разрозненных документах императорского архива. Эта работа потребовала от Пушкина также большой гражданской смелости, ведь тема в те времена была очень опасная. Несмотря на это, поэт сохранил историческую правдивость описываемых событий и даже попытался воздействовать с их помощью на императора и доказать необходимость перемен. Николай I не почувствовал в труде серьёзной опасности и разрешил к печати. Со стороны официальных кругов «История Пугачёвского бунта» вызвала яростную критику, книгу бранили и не покупали.
Изначально Пушкин назвал произведение «История Пугачёва». Однако Николай I переименовал его в «Историю Пугачёвского бунта». Это не соответствовало замыслу Пушкина, но ему пришлось смириться. Также император сделал ряд замечаний, которые сам Пушкин назвал «очень дельными». Книга вышла в декабре 1834 года в 3 тысячах экземплярах, но успеха у читателей не имела – большая часть экземпляров так и не была распродана. Впервые роман был опубликован в 1836 году в журнале «Современник» без подписи. По цензурным соображениям глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва (пропущенная глава) не была напечатана.
В период с 30 сентября по середину ноября 1833 года в жизни Пушкина прошла вторая болдинская осень. В этот период, длившийся полтора месяца, поэт заканчивает «Историю Пугачёва», пишет «Медный всадник», «Сказку о мёртвой царевне» и «Сказку о рыбаке и рыбке», много стихов. В это же время Александр Сергеевич работает и над «Пиковой дамой». Создаёт поэт также поэму «Анджело», в основе которой – коллизия шекспировской драмы «Мера за меру».
В «Медном всаднике» раскрывается интересовавшая Пушкина фигура Петра I. Главная тема произведения – противостояние власти и «маленького» человека, который решается на бунт и терпит неизбежное поражение. Вступление к поэме восторженно описывает «град Петров»: «Люблю тебя, Петра творенье» – известная строка из поэмы, которую часто цитируют, чтобы выразить свое отношение к Петербургу. Описание города и его быта выполнено Пушкиным с большой любовью и художественным вкусом. Пушкин описал в нём внезапное стихийное бедствие: природа словно бы мстит человеку за его самоуверенность и гордыню – город был заложен Петром по личной прихоти, особенности климата и местности совершенно не были учтены. В этом смысле показательна фраза, которую автор приписывает Александру I: «С Божией стихией царям не совладать». Страх главного героя произведения перед потерей любимой приводит его к памятнику – Медному всаднику, который предстаёт в своем зловещем тираническом облике. «Кумиру на бронзовом коне» нет никакого дела до страданий обычных людей, он упивается своим величием.
«Медного всадника» цензура не пропустила, что неблагоприятно сказалось на делах поэта. Поэма была напечатана только после смерти Пушкина.
«Пожалование» императором поэта в камер-юнкеры

(император Николай I)
В ноябре 1833 года Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора. Но произошла такая ситуация, что жена министра иностранных дел графиня Нессельроде не могла простить Пушкину эпиграмму на отца, приписываемую перу поэта, а также анекдотов и эпиграмматических выходок на свой счёт. Она без разрешения поэта, отвезла Наталью Пушкину в Аничков дворец. Сам Пушкин «ужасно был взбешён, наговорил грубостей графине», в результате чего 31 декабря 1833 года Николай I присваивает своему историографу младшее придворное звание камер-юнкера. Пушкин воспринял это как оскорбление. В дневнике 1 января 1834 года Пушкин сделал запись: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но Двору хотелось, чтобы N.N. [Наталья Николаевна] танцовала в Аничкове». Тогда же была запрещена публикация «Медного всадника».
В результате царской «милости» Пушкин оказывается прикованным ко двору. У него появляется круг совершенно ненужных ему обязанностей. Он отныне был обязан являться на все дворцовые официальные церемонии в придворном мундире. Там он выслушивал поучения графа Бенкендорфа и придворного обер-камергера графа Литта, который корил его за нарушение придворного ритуала. Помимо этого, такое «пожалование» задевало самолюбие поэта. Звание камер-юнкера было слишком незначительно, оно давалось молодым людям, ничем себя не зарекомендовавшим. 35-летнему поэту оно вовсе не подходило, давало толпе поводы для насмешек, показывало, что с точки зрения императора быть поэтом, значило быть никем.
В великой досаде Пушкин пишет: «Теперь они смотрят на меня как на холопа. Даже опала легче презрения. Я, как Ломоносов, – не хочу быть шутом ни у кого ниже господа Бога». Эта «милость» ещё более омрачается придворной слежкой: III-е отделение тайной канцелярии императора следит даже за семейной перепиской Пушкина. Поэт специально просит жену не требовать от него нежных любовных писем – настолько тяжело ему было представить, что вся его переписка прочитывается.
В сущности, обязанность Пушкина и его жены посещать придворные балы и сказались роковым образом на судьбе поэта. То внимание, которым пользовалась Наталья Пушкина на этих балах со стороны мужчин и даже самого императора, привело к различным кривотолкам и обострило ревность Пушкина, чьё самолюбие и так было болезненно задето бедностью, преследованием властей и прочими сложными обстоятельствами его жизни.
Его жена Наталья Николаевна по-другому отнеслась к камер-юнкерству мужа, которое обязывало её проводить время на придворных балах. Она была молода и прекрасна, ей хотелось веселиться, нравились балы, на которых она была первой красавицей. Этими развлечениями она словно вознаграждала себя за безрадостную юность в родительском доме. Ведь до замужества жизнь Наташи была очень нелёгкой. Её отец, талантливый и образованный человек, с какого-то времени страдал психическим заболеванием. Эта болезнь, по словам родственников, была вызвана травмой головы, которую он получил при падении с лошади. Мать - Наталья Ивановна - была властной дамой с тяжёлым характером, на который неудачная семейная жизнь наложила свой отпечаток. Она строго воспитывала детей, требуя беспрекословного подчинения. Сама Наталья Пушкина не любила рассказывать о своём детстве и, по свидетельствам окружающих, в её глазах даже в минуты радости стояла грусть. Но при этом Наталья и её братья и сёстры получили прекрасное домашнее образование, поэтому у Натальи Пушкиной было всё, чтобы блистать в свете. По воспоминаниям современников у неё были «необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, которые покоряли всех помимо её воли».
Как жена камер-юнкера, Наталья Гончарова обязана была участвовать и в престижных придворных балах в Аничковом дворце, куда допускались лишь самые близкие и избранные царской семьёй лица. Наташе льстило, что её красота впечатлила самого царя, который платонически ухаживал за ней, равно как и многие другие придворные. Всё это тяготило Пушкина, эти ухаживания были ему неприятны, они порождали светские сплетни.
25 июня 1834 года титулярный советник Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра». Мотивом были указаны семейные дела и невозможность постоянного присутствия в столице. Прошение было принято с отказом пользоваться архивами, поскольку Пушкин формально был чиновником при Архиве Министерства иностранных дел. Таким образом, Пушкин лишался возможности продолжать работу.
Следуя совету Жуковского, Пушкин отозвал прошение. Позднее Пушкин просил отпуск на 3-4 года: летом 1835 года он писал тёще, что собирается со всей семьёй ехать в деревню на несколько лет. Однако в отпуске ему было отказано, взамен Николай I предложил полугодовой отпуск и 10 000 рублей. Пушкин их не принял и попросил 30 000 рублей с условием удержания из своего жалования, отпуск ему был предоставлен на 4 месяца. Так на несколько лет вперёд Пушкин был связан службой в Петербурге, эта сумма не покрывала и половины долгов Пушкина. С прекращением выплаты жалования приходилось надеяться только на литературные доходы, зависевшие от читательского спроса.
Книжный «бизнес» Пушкина не приносит больших доходов. Его книги выходят редко, а «Медный всадник» находится под запретом. Пушкин полностью зависит от Николая I, так как только император может разрешить издание пушкинских произведений. Чтобы хотя бы частично расплатиться с долгами, Пушкин наскоро дописывает «Пиковую даму». Повесть была опубликована в журнале «Библиотека для чтения».
В это же время в Петербурге появляется барон Дантес – молодой человек, военный, усыновлённый голландским посланником Геккерном. Дантес, сыгравший впоследствии в жизни поэта роковую роль, начинает активно ухаживать за женой Пушкина. На протяжении ряда последующих лет это обстоятельство служит источником сплетен. Отчасти именно поэтому Пушкин стремится уехать из Петербурга в деревню. Но этим намерениям так и не суждено было сбыться. Лишь на время – на 2 месяца Пушкин уезжает в Михайловское. Цепкие руки императора не желали выпускать поэта на свободу.
В 1834 году Пушкин поехал в Болдино в последний раз. В этот раз его привели в деревню хозяйственные хлопоты. На дворе снова осень – любимая пора поэта. Но «стихи в голову нейдут». В эту осень он написал лишь «Сказку о золотом петушке». Эта последняя из написанных поэтом сказок – на самом деле очень сложное и серьёзное произведение. Поэт создаёт её в период глубоких раздумий о судьбах России. Одна из центральных проблем сказки – вопрос ответственности человека за судьбу окружающего мира. Жанр произведения – литературная социально-политическая сказка. В ней используются фольклорные образы и сюжеты, проявляется мудрость и высокая нравственность народа. К созданию сказки Пушкина подтолкнула «Легенда об арабском астрологе» В. Ирвинга. Главный конфликт произведения состоит в том, что правитель отказался выполнить требования звездочёта, который оказал ему неоценимую услугу, и за это подвергается жестокому наказанию. При публикации произведения цензурой была вычеркнута строка «царствуй, лежа на боку» и финальный нравоучительный вывод: «Сказка – ложь, да в ней намек» (в связи с тем, что «произведение содержало нападки на царскую власть»). В черновике Пушкина сопоставления с политической ситуацией были более прозрачными: вместо «в ней намек» – «нам урок», «с иным накладно вздорить» – «с царями плохо вздорить». Поправки были внесены Пушкиным для смягчения острой антицарской направленности «Сказки о золотом петушке».
Источники:
1) Подробнее ➤
2) Подробнее ➤
3) Подробнее ➤
4) https://proza.ru/2014/06/12/1381
5) Подробнее ➤
6) Подробнее ➤
7) Подробнее ➤
8) Подробнее ➤
9) Подробнее ➤
10) История России с начала XIX века до начала XXI века под ред. А.Н. Сахарова. Учебное пособие. М., Транзиткнига, 2006.
Большое спасибо, Алёна, за проделанную работу. Было интересно.
Спасибо
Да... непросто ему было...
достучаться до упрямого реакционера
Интересно