Понятие и сущность информационной войны
В предыдущей маленькой заметке действительно недостаточно полно осветил проблему информационной войны. https://www.9111.ru/questions/7777777771471302/
Исправляюсь. Кое-что из теории и практики. Статья большая. Но, по-моему, полезная.
Понятие информационной войны
Информационная эра изменила способ ведения политической борьбы, обеспечив противников огромным количеством информации различного происхождения и качества. Теперь анализировать события можно на основе данных множества независимых источников информации. В связи с этим появляется возможность использовать эти источники информации для достижения политических, экономических, социальных, идеологических и иных целей. Это и составляет сущность информационной войны.
Непосредственными производителями и распространителями информации сегодня являются СМИ и интернет-ресурсы. В условиях недостаточно жесткого контроля СМИ и интернет достаточно самостоятельны и имеют собственные, не совпадающие с целями государства и общества цели своей деятельности, для достижения которых используют различные методы.
Таким образом, сегодня СМИ могут оказывать не только влияние на отдельных людей, группы и общество в целом, но и формировать определенные мнения, способные изменить внутриполитическую обстановку. Как отмечает С.А.Модестов, современная информационная война направлена, прежде всего, на «достижение и удержание информационного превосходства одной из сторон над другой путем оказания специфического информационно-психологического и информационно-технического воздействия на государственную систему принятия решений» .
(Модестов С. А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции).
Основные направления информационной войны
Социальный статус. Достаточно слабо защищенные слои населения (например, пенсионеры) испытывают как минимум раздражение, когда информационные источники раскрывают им данные об имуществе богатых людей. Существующее социальное неравенство и так осознается многими, но дополнительные факты из жизни олигархов усиливают такие низменные качества, как ненависть и зависть. Это относится и к работающим низкооплачиваемым людям, живущим на грани бедности.
Преступления и правонарушения. Обсуждения реальных правонарушений с обобщающими выводами формирует в обществе негативное отношение к процессам, которых нет в действительности. Так, например, несколько трагедий в российских школах с участием старшеклассников преподносятся людям как неспособность власти защитить детей от покушений.
Демонизация чиновника или владельца крупной компании. Так, например, компания, развернутая против диссертации бывшего министра В.Р.Мединского, имела целью не столько лишить его докторской степени, сколько поста министра. Как известно, В.Р.Мединский придерживается патриотических взглядов на культуру и искусство, продвигает, в частности, отечественное кино. Не случайно, наиболее подробные комментарии по таким поводам публикуются в оппозиционных изданиях.
Воздействие на национальные или религиозные группы. С одной стороны, информационные ресурсы демонизируют отдельные группы населения России (мигрантов, кавказцев, евреев и т.д.), разжигая к ним ненависть со стороны православного большинства. С другой стороны, идет непосредственное информационное воздействие на сами эти группы с разжиганием ненависти к титульному большинству. В обоих случаях информационные усилия направлены на раскол общества.
Примеры информационных войн
Одним из ярких примеров информационной войны в составе гибридной является подготовка к разрушению Югославии как независимого союзного государства. Военным действиям предшествовала полномасштабная информационная война. Под видом этнической чистки сообщалось о расправе над албанцами в Сараево и других населенных пунктах. Президента Милошевича сравнивали с Гитлером. Ведущие мировые СМИ фальсифицировали факты и готовили мировую общественность к необходимости последующих бомбардировок Белграда. Всего, по оценкам экспертов, на предварительной стадии вышло более 1500 различных печатных, теле-и радиоматериалов на данную тему. В Интернет было использовано более 300 тысяч сайтов, так или иначе посвященных югославской тематике (Бузин Н. Е. «Гибридная» война: новый феномен военной науки или очередной информационно-политический фантом // Наука и военная безопасность. 2015).
По аналогичному сценарию готовилась и операция против Ирака. Ирак обвиняли в разработке химического оружия (позднее это обвинение было полностью опровергнуто) и в связях с террористами (Аль-Каида). В этот период были созданы специальное подразделение наступательных информационных операций JTF-CNA (Joint Task Force for Computer Network Attack), осуществляющее разработку и проведение кибератак, «Ближневосточная телевизионная сеть» (Middle-East Television Network) и радиостанция SАWA. При этом путем радиоэлектронной борьбы подавлялась работа национальных СМИ Ирака (в частности, радиостанции «Голос Багдада»).
Многочисленными примерами использования информационной войны для получения необходимого политического результата служат события «арабской весны» 2010 года. Здесь очень активно использовались социальные сети Тwitter и Facebook****. Собственно через социальные сети была объявлена «дата гнева» 25 января. Как отмечает А.Федяшин, в Египте у протестующих единого руководства не было, а события возглавили якобы стихийные группы в социальных сетях. Всего объектами «демократизации» в ходе «арабской весны» были определены 15 государств (Федяшин А. Twitter и Facebook**** как враги государства. Египет, Саудовская Аравия).
Тактические приемы информационной войны
В основе практически всех тактических приемов ведения информационной войны лежит манипулирование сознанием тех людей или групп, на которых направлено информационное воздействие. Это отмечают многие исследователи, в том числе И.Н. Панарин Панарин И.Н. Первая мировая информационная война. Развал СССР. СПб.: Питер, 2010) , В.Д.Соловей (Соловей В.Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. М.: «Эксмо». 2015)
и другие авторы.
Негативная правдивая информация используется, прежде всего, для создания в обществе чувства тревоги, неуверенности в завтрашнем дне, а также для формирования негативного отношения к отдельным влиятельным людям или группам людей. Здесь могут быть использованы приемы формирования негативного имиджа человека на основе одного или нескольких имевших место фактов, раскрытие негативной личной или финансовой информации. Особое место в ряду тактических приемов, использующих правдивую негативную информацию, занимают приемы, которые используют различного рода пугающие темы и сообщения, подкрепленные аналитикой. Эффективность этого тактического приема сильно зависит от степени важности угрозы (например, сильными факторами являются угрозы жизни, потери имущества или утраты безопасности), а также от возможностей людей эту угрозу устранить.
Смешивание истинной и лживой информации. Как правило, анализ ситуации дает неверные выводы, которые подкрепляются той частью информации, которая не подлежит сомнению. Мы выделим два вида таких приемов.
Первый вид основан на индуктивном (от частного к общему) восприятии информации населением или отдельными группами людей. Например, имеется правдивый факт о нападении школьника на учителя и учеников. Из этого факта СМИ делают вывод о полной беззащитности школ и школьников от проявлений агрессии. На самом деле агрессивное поведение подростков с психическими отклонениями в школах имеет место во всех странах, включая США. Второй вид основан на дедуктивном (от общего к частному) подходе к информации. Например, объективный факт сланцевых разработок в США преподносится как угроза для российского рынка углеводородов и, соответственно, для каждой российской семьи.
Чистая ложь. В общество посредством СМИ, социальных сетей, блогосферы и т.д. вбрасывается дезинформация в расчете на определенные эффекты (принятие информации частью людей и сомнения в ее истинности или лживости у другой части). Можно различить атакующие лживые приемы и защитные (ложь во спасение).
ВЫВОДЫ
Тактических приемов информационной войны настолько много, что их практически невозможно классифицировать. И очень непросто анализировать. Я, например, придерживаюсь очень простого критерия "кому выгодно"? Мне, Вам, им?
.
Интересно.
Спасибо