Исторические предпосылки возникновения коррупционных проявлений во ФСИН
Исторические предпосылки возникновения коррупционных проявлений в системе исполнения уголовного наказания.
Статья посвящена вопросам об исторических предпосылках коррупции в федеральной системе исполнения наказания - ФСИН, работы системы исполнения уголовного наказания и способы борьбы с этим вопросом в местах лишения свободы.
С явлением коррупции история знакома довольно таки давно. Еще в древние века Аристотель говорил: "Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться". Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения к должностному лицу. В первобытных обществах плата военному начальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как обыденное, т. е. было нормой. Ситуация стала меняться, когда происходит профессионализация и усложнение государственного аппарата, а также усиления власти центрального правительства. Военно-начальники несмотря на повышенное жалование хотели все больше дохода, денег. Томас Гоббс пишет, что коррупция "есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам". Могу сказать, очевидно, что вывод, сделанный в середине XVII века, оказался актуален и в начале XXI века.
Давно известно, что федеральная служба исполнения уголовного наказания "живет своей жизнью". В ней существует особая структура, от которой участникам этой структуры нельзя отступать. В наше время сложилось так, что коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, а стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь общества в уголовно - исполнительной системе - УИС.
Заключенные, попадая в колонии, лишаются личного пространства и свободы, и чтобы улучшить свое положение в этих "стенах" прибегают к разнообразным хитростям. В силу сложившейся ситуации, заключенные ищут и нередко находят тех, кто пренебрегая принципам морали и права, в выгоду личным интересам готов пренебречь своим должностным положением.
Зачастую, нарушения связаны с предоставлением условно-досрочного освобождения (УДО), необоснованным переводом осужденных из одного исправительного учреждения в другое за вознаграждение, предоставления осужденным необоснованных льгот и послаблении в режиме отбывания наказания. Также, наиболее распространенным нарушением является доставление с исправительные учреждения предметов или вещей, которые заключенным запрещено иметь при себе на время отбывания срока заключения.
Согласно результатам опроса работников исправительных учреждений, проведенного начальником кафедры уголовно-исполнительного права ВЮИ ФСИН России, полковника внутренней службы Крачун Виталия Дмитриевича, на территорию исправительных учреждений доставляют или передают осужденным запрещенные предметы следующие лица: аттестованные сотрудники - 38,4%; вольнонаемные работники ИУ-28%; родственники и посетители осужденных - 25,1%; осужденные, имеющие право на передвижение без конвоя - 11,6% и иные граждане, имеющие доступ в УИ - 5,3%. Как мы видим, по результатам опроса можно сделать вывод, что большинство нарушений совершается сотрудниками ФСИН.
Хочу поделиться мнением эксперта, бывшего сотрудника ФСИН России, Сергея Егорова:
-Деньги в пенитерциальной системе крутятся огромные. Генералы и полковники строят себе многоэтажные особняки, в том числе и за границей. Коррупция настолько велика, что побороть ее почти невозможно, слишком многие высокие люди имеют свой процент в многоэтапной и сложной преступной схеме. Еще в 1990-е годы, когда в стране вроде бы царил беспредел, такой мощно коррупции и близко не было. Сказывалось, что многие сотрудники были еще советской закалки и работали за идею. Сейчас во ФСИН идут целенаправленно за обогащением. Я разговариваю со студентами вузов и школ МВД. Так вот, ребята в курсе, что во ФСИН можно быстро и сказочно разбогатеть. Они хотят в систему и даже не скрывают, зачем. Это страшно. Во всяком случае, для моего поколения. И это, конечно, уже не беда конкретной тюремной системы, а беда страны, общенационального масштаба.
В 2011 году в отношении сотрудников УИС было возбуждено 325 уголовных дел: 79 - о взяточничестве; 35 - о превышении должностных полномочий и 31 - о злоупотреблении должностных полномочий.
В 2012 году возбуждено 414 уголовных дел: 86 - по факту взяточничества; 53 - превышение должностных полномочий и 36 - злоупотребление должностных полномочий.
В 2013 году в отношении сотрудников было возбуждено 441 уголовное дело: 105 - за взяточничество; 41 - за превышение должностных полномочий и 29 - за злоупотребление должностных полномочий.
В 2014 году за 9 месяцев было привлечено 28 сотрудников УИС.
В 2015 году возбуждено 211 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности.
С января по ноябрь 2016 года было выявлено 352 преступления в сфере коррупции.
Из этих данных видно, что число коррупционных преступлений во ФСИН, незначительно, но с каждым годом растет. Судя по статистике, сотрудники УИС почти каждый день сталкиваются, как минимум, с одним коррупционным преступлением. Эта проблема остро встала перед государством и обществом. И, к сожалению, способов борьбы и путей решения этой проблемы пока еще не предложено.
Способы решения проблемы.
Конкретных механизмов по борьбе с коррупционными преступлениями во ФСИН, на данный момент, нет. Но есть несколько моих предположений, которые помогут сократить число преступлений в "стенах" особых учреждений.
Во-первых, необходимо создать независимый надзорный орган, который будет контролировать соблюдение уголовно-исполнительного законодательства в исправительных колониях России. Данный орган должен состоять из представителей общественной наблюдательной комиссии и членов иных общественных организаций, осуществляющих "народный контроль". А также, он должен подчиняться контрольно-надзорным органам. По моему мнению, данный мера позволит уменьшить риски коррупционных преступлений при принятии решений начальниками исправительных колоний.
Во-вторых, предлагаю создать единую систему видеонаблюдения за контролем исполнения требований, отведенных сотрудникам УИС. Видеотрансляция будет передаваться в прямом эфире, в главное управление контрольно-надзорным органам. Данная процедура поможет контролировать действия, происходящие во всех колониях. Да, возможно, это будет затратно, в какой-то мере трудно осуществить, но оно стоит того. Под контролем сотрудники УИС будут в меньшей мере осуществлять коррупционные преступления, или же вообще перестанут брать взятки.
Подводя итог вышенаписанному, можно сделать вывод, что коррупция своими корнями уходит далеко. Проблема была всегда, но сейчас она стала более масштабной и показывает себя в ужасающих формах. Необходимо сосредоточить свое внимание на снижении степени влияния коррупции т ее всяческих проявлений.
И в заключении хочу сказать, что данная проблема касается не только государства, но и общества в целом. Эта проблема больших масштабов. И её нужно решать, как можно скорее. Государству бороться правовыми методами с коррупционерами, а обществу жить честно и избегать взяточничества. И если мы все будет обращать на это внимание, то преступлений в сфере коррупции станет намного меньше!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Невозможно победить коррупцию в отдельно взятом учреждении или системы учреждений, таких как ФСИН. Это все равно как построить коммунизм в одной деревне. И система видеонаблюдения тоже не панацея, ведь в ней бывают периодические "сбои", то есть опять лазейка для жуликов. Насчет надзорного органа — их в стране развелось так много, все надзирают над всеми, а "воз и ныне там". Увы, лично я не вижу радикального способа борьбы с коррупцией там, где она стала официальной реалией жизни.
Приветствую вас! Приятно, что вы откликнулись на мою статью!
Статья мной была написана ещё в далеком 2018 году. Было другое мнение, другой взгляд на все это.
Сейчас я с вами согласна, попробую высказать своё мнение по поводу всего этого в новой публикации)
Спасибо за комментарий!