Камеры научились выявлять выключенные фары: где и какой за это штраф
Автомобилисты рассказывают, что дорожные камеры уже начали фиксировать негорящие фары ближнего света и неработающие ходовые огни. Производители устройств объясняют: такая функция вскоре появится у большинства новых камер, а решение об использовании автоматического контроля светотехники будет зависеть только от желания местной ГИБДД. Разбираемся, на что именно реагируют камеры и в каких регионах начали выписывать штрафы.
Где и на сколько камеры штрафуют за фары прямо сейчас
Постановления за неработающие фары выносят согласно ст. 12.20 КоАП «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами». Наказание — штраф в размере 500 рублей или предупреждение, но в случае с автоматической фиксацией может быть только денежное наказание. Первым о штрафе с камеры за неработающие фары рассказал в соцсетях водитель из Нижнего Новгорода, который получил постановление 16 июля 2021 года.
После того, как информация о необычном штрафе попала в прессу, в МВД России поспешили опровергнуть нововведение: «В настоящее время сотрудниками полиции правоприменительная практика по статье 12.20 КоАП на основании материалов, получаемых с использованием технических средств автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, не осуществляется». Однако в МВД Нижегородской области оформление таких штрафов всё же подтвердили.
Такую раскоординацию эксперты в области фотофиксации объяснили тем, что регионы, как правило, свободно внедряют новые виды фиксации — согласования с центром им не нужны. А это значит, что подобные штрафы вскоре легко можно будет получить в любом регионе, где местная ГИБДД посчитает такой способ эффективным и заложит в камеры новую функцию. Как уточнил Сергей Ласкин, представитель компании «Астралаб», которая входит в число разработчиков устройств с функцией фиксации неработающих фар, все их комплексы уже сейчас имеют эту функцию, а решение о том, применять её или нет, будут принимать в ГИБДД регионов, где эти камеры используются. Сейчас устройства «Астралаб» работают в Москве, Красноярске, Крыму и ещё в девяти регионах России.
Представитель подмосковной компании-оператора дорожных камер «МВС Груп» в разговоре с корреспондентом Журнала Авто. ру добавил, что на сегодняшний день большинство применяемых на дорогах Подмосковья комплексов фотовидеофиксации также способны различать выключенные фары. «В Московской области технология уже протестирована и показала хорошие результаты: свет фар и ходовые огни определяются с высокой точностью. Мы готовы запускать этот функционал, осталось только дождаться распоряжения от транспортных властей и ГИБДД области», — сообщили в «МВС Груп».
Закупать новые дорожные комплексы для фиксации таких нарушений не придётся, объяснили производители камер. В большинство современных комплексов можно добавить функцию фиксации работы фар простой перепрошивкой системы. Новым приёмам обучается нейросеть, а дорожному комплексу просто лишь нужно чётко фиксировать картинку. По такому же принципу, например, действуют камеры, которые видят непристёгнутые ремни или разговоры по телефону.
Единственная разница: при более специфических нарушениях для эффективной работы комплекса становятся более важными такие параметры, как угол наклона камеры и высота её установки. Так, если камера фиксирует только скорость, ей не обязательно «заглядывать» в салон. Для фиксации работы фар, соответственно, у камеры должен быть хороший обзор передней части автомобиля.
Материал по теме: Штрафов станет больше: российские камеры научат распознавать новые нарушения
Когда и что именно фиксируют камеры
Как объяснил Сергей Ласкин, современные камеры умеют отличать фары от ходовых огней и фиксировать нарушения в любое время суток. «Ходовые огни должны работать даже днём, а ближний свет — в тёмное время суток, — уточнил Ласкин. — Камеры могут определять работу оптики при помощи нейросети. Именно нейросеть "заглядывает" в фару и определяет, включена ли она. Работать эта функция будет и днём, и ночью». Эксперт уточнил, что днём точность фиксации ниже, так как определить работу световых приборов, например, под ярким солнцем и на серебристой машине сложнее. Поэтому все сомнительные материалы электроника будет отбраковывать.
Фиксация неработающей оптики, по словам Ласкина, более актуальна и важна именно ночью, когда отсутствие горящих фар на автомобиле грозит серьёзными ДТП. «Езда ночью без осветительных приборов — это настоящая проблема. Например, при повороте на трассах водители ориентируются именно на свет фар сзади или спереди. Если их нет, мы начнём поворачивать и в бок легко может врезаться тот, кто просто забыл включить или починить фары. А ещё есть водители, которые экономят таким образом бензин и принципиально не пользуются световыми приборами», — привёл пример эксперт.
Технология определения света фар проста, а соответствующие алгоритмы были разработаны ещё около пяти лет назад, но пока не применялись в фотовидеофиксации, рассказали Журналу Авто. ру в Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО». «Чтобы определить, что фары или ходовые огни включены, камера фиксирует госномер автомобиля и определяет так называемые контрастные зоны по обеим сторонам от номерного знака. Это и является признаком включенных фар или ходовых огней. Если обнаружено отсутствие контрастных зон, то серия фотографий отправляется в ГИБДД, в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений. Инспектор изучает фотографии, а затем принимает решение о факте административного правонарушения», — объяснили в «ОКО».
В ассоциации уточнили, что такое правонарушение относится к категории сложных, а это значит, что любые сомнения инспектора должны трактоваться в пользу водителя.
источник - https://mag.auto.ru/article/kamery-shtrafuyut-za-fary-kak-i-gde-eto-rabotaet/?mindbox-click-id=afbf9504-11fd-422d-91f9-1e250e34a76b&utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=digest_1
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: