Тюремная субкультура (Продолжение)

Продолжая тему лагерной субкультуры, хочу заметить, что некоторые мои оппоненты, публикуя отзывы и комментарии, продемонстрировали такие глубокие знания темы и такие манеры, что я начал подозревать, не в тюремных ли «университетах» они получили свое юридическое образование.
Сегодня моя публикация посвящена теме лагерной общины.
Именно группировки преступников, их манера вести свои дела в 90-е годы прошлого века пустила свои корни в российском гражданском обществе.
В те годы граждане, отчаявшись решить свои проблемы законными методами, шли к бандитам, которые предпочитали их решать по воровским понятиям. Тогда и стали широко известны, так называемые «воры в законе».
«Воры в законе» считаются элитой преступного мира Эта кооперация относится к особой форме объединения, не имеющей аналогов в мировой криминальной практике. Она составляет касту профессиональных преступников-лидеров. Им свойственны две основные черты: устойчивый принципиальный паразитизм и организованность. В тюремной общине их в различные периоды называли бывальцами, бродягами, сидельцами, оборотнями, иванами, блатарями, привычными преступниками, ворами, паханами, заправилами и т.п.
Именно они и разработали некий «кодекс поведения», известный обществу как воровские законы.
«Воровской закон»
1. Отказ быть на побегушках у любых властных структур.
2. Никогда не давать показания.
3. Никогда не признавать вину.
4. «Держать» порядок в зоне, то есть разбирать конфликты, не допускать ссор и интриг, поножовщины и т. д.
5. Наладить снабжение ШИЗО — ПКТ.
6. Пополнение воровского блага, то есть дани, собираемой со всех осуждённых, заключённых и других лиц.
7. Чтить родителей (особенно мать).
8. Учить «правильной» жизни молодежь, разъяснять, что такое «правильные понятия».
9. Никогда не прописываться по месту жительства.
10. Картёжная игра между ворами должна быть честной.
11. Запрет мстить исподтишка.
12. Не воровать у своих (не «крысятничать» у мужиков).
13. Не насиловать женщин.
14. Выделять долю в общак.
15. Нельзя поднять руку на "вора в законе", если он черный, при доказательстве, что вор красный, можно принять решение о его ликвидации.
16. Запрет отнимать что угодно у кого угодно (особенно жизнь) без основания на то.
«Закон» поддерживается в субкультурной среде исправительных учреждениях не только мнением ее представителей, но и насилием в отношении тех лиц, которые его нарушили.
Воры и их приспешники
Чтобы выделять себя в общей массе осужденных и подчеркнуть, свое особое положение, «воры в законе» придумали для себя и для своих прихвостней особые знаки в виде татуировок, имен, которые другим категориям осужденных иметь запрещалось. Знаком «вора в законе» обычно были две восьмиконечные звезды, наносимые на грудь или на предплечья. Впоследствии все чаще символом их и подручных стали кресты, внутри которых изображались карточные масти. Если в старину на халатах каторжников нашивался бубновый туз, то в новые времена знаком высшего отличим стала пиковая масть. Ее могли носить на теле лишь те, кто заслуживал безусловное доверие в уголовной среде, возглавлял банду или шайку, то есть являлся признанным лидером.

Горе тому, кто по невежеству или по нахальству, сделает себе наколку с изображением незаслуженной масти и тем самым нарушит воровскую «Табель о рангах». Их, как правило, ждала суровая расправа, а подчас и смертный приговор, выносимый «авторитетами».
К группе «авторитетов» относятся и профессиональные преступники, не обладающие статусом «вора в законе», но занимающие довольно высокое положение в уголовной среде. Это мошенники, шулеры, скупщики и сбытчики ворованного и др. Их назначают «смотрящими», т.е. ответственными за определенный участок преступной деятельности. В колониях они отвечают за порядок («смотрят зону»).
К группе «авторитетов» примыкают так называемые «дельцы» и «барыги», то есть лица, совершившие преступления в сфере экономики и финансов, а также должностные преступники ранее занимавшие крупные посты. Они, зачастую, пользуются независимостью и уважением со стороны воров
Структура криминальной общины
Структурно криминальное образование состоит из трех уровней. На высшем уровне находится лидер. Нередко в исправительных учреждениях, где нет «коронованных» воров, функции традиционного лидера выполняются лицами, получившими своеобразные мандаты.
В колонии создается устойчивая группировка, в состав которой включаются исполнители решений «блатарей»
Это низший уровень, в их число в большинстве своем входят осужденные, находящиеся в материальной или иной зависимости от «авторитетов». На блатном жаргоне их иногда именуют «солдатами». а чаще «шестерками» (их знаком служат татуированные на груди или на предплечьях шестиконечные звезды).

«Шестерки» выступают в роли наводчиков, связников, шпиков, сборщиков денежной дани, телохранителей и исполнителей приговоров, выносимых «авторитетами». Это их подручные, прислуга, которые не принимают практического участия в решении вопросов жизнедеятельности блатного мира.
Все свои решения воры принимают на сходках. На них выносятся решения, диктующие правила поведения осужденных применительно к данным условиям жизни, разбираются возникшие между блатарями конфликты. На них участники ратуют за чистоту своих рядов, требуют наказания самозванцев (без оснований выдающих себя за хранителей криминальной субкультуры) или, напротив, принимают в свою «семью» новых членов. Подобные сходки заканчиваются, как правило, принятием постановляющих документов, обязательных для исполнения всеми «авторитетами», гак называемых «воровских постанов», «воззваний».
Вне мест лишения свободы блатари проводят «съезды», на которых их организаторы и участники вырабатывают новые «законы», подтверждают действующие, определяют правила поведения осужденных в местах лишения свободы в связи с изменившимися обстоятельствами, выискивают источники финансирования своей деятельности. Именно на таких съездах и принимались решения о движении АУЕ, ныне признанном экстремистским.
Лагерные группировки
Существующая субкультура, деятельность ее хранителей, предопределяют разделение осужденных на традиционные категории, земляческие и национальные неформальные образования с выраженной антиобщественной или противоправной ориентацией.
Нейтральное место в тюремной общине занимают лица, которые, как правило, до осуждения не принадлежали ни к каким группировкам. В исправительных учреждениях их в различные периоды называли «овцами», «бесами», «чертями», «мужиками» и др.
Иные из них занимают довольно высокое мосте («центровые, козырные мужики») и имеют непосредственные связи с «авторитетами».
Именно «мужики» в зоне являются основным объектом эксплуатации со стороны воровской верхушки, поскольку они вынуждены вносить львиную долю налога в «общак». Ставки налога «на бур» (барак усиленного режима или, сейчас, помещение камерного типа, ПКТ) могут значительно колебаться от колонии к колонии, учитывают они и финансовые возможности отдельных осужденных. «Беспредел» характеризуется стремлением воров обобрать мужиков буквально до нитки.
Отдельные лица из числа «мужиков» не выдерживают постоянного психического перенапряжения и часто деградируют Они перестают следить за собой, перестают заниматься какой-либо деятельностью, требующей физических и психических усилий.
В колонии их презрительно именуют «чушками», «приморенными», «доходягами».
В колонии, где я служил, столкнулся с таким случаем. На воле он был достаточно известным писателем, но попав в колонию, полностью деградировал, опустился, перестал следить за собой и, в конце концов, полностью опустился. Стал получать от остальных сигареты и «вторяки» (спитый чай) за то, что умел красиво писать письма «заочницам»
Особую группу осужденных составляют «пацаны» или «молодняк». Их еще называют «быками» за манеры демонстрировать свою силу и выполнять поручения самым грубым физическим способом Опытные преступники выискивают в этом контингенте помощников и способных учеников, готовя себе «достойную смену».
И, наконец, на последней ступени в тюремной общине находятся «отверженные» осужденные, преследуемые или наказанные «авторитетами» за допущенные нарушения незыблемых правил субкультурной жизни
К ним относятся неплатежеспособные должники, или фуфлыжники, самозванцы, крысятники, уличенные в краже у осужденных; осужденные, давшие показания в качество свидетелей, потерпевших. Члены самодеятельных организаций осужденных («повязочники» или «красные»), осужденных, сотрудничавших с представителями правоохранительных органов («козлы»); пассивные гомосексуалисты («обиженные», «опущенные», «петухи», «гребни»). Из них часто делают «торпеды», т.е. осужденных, способных на любые преступления, вплоть до убийства.
Особо надо выделить пассивных гомосексуалистов. Нередко они заканчивают жизнь самоубийством.
В свое время мне приходилось такого изгоя лично вынимать из петли и откачивать.
Эти осужденные навсегда утрачивают возможность вернуться в их прежнюю среду. Они отвергнутые всеми, ищут человеческих отношений и защиты только в своих группах.
Изоляция и развенчание «авторитетов»
В колониях идет постоянная работа по изоляции и развенчанию воров в законе. Для этого их содержат в ПКТ, «крытках» (тюрьмах), ищут любые зацепки, чтобы уронить его авторитет.

Мы, в свое время, широко использовали роль родителей.
У нас сидел некий осужденный по кличке «Матюха», ярый отрицал. Он получил 15 лет за серию преступлений, включающих в себя грабежи, разбои, изнасилования. Но оказалось, что папа «Матюхи» Герой Советского Союза, мама и сестра очень приличные люди. Они как могли влияли на своего непутевого сына.
Был у нас и один зэк, очень хотевший прибиться к блатарям. Что он только не творил. И тут мы узнаем, что к нему на свидание приезжает мать. Я с ней переговорил, провел по зоне, завел в отряд, столовую, клуб, привел к ней в комнату свидания ее оболтуса. И тут началось: «ты …, на воле под лодками ночевал, бычки сбивал, а здесь, кормят, спишь на белых простынях…» Дальше непечатное.
И таких историй много. Но это отдельный разговор.

Использованы материалы
1. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них.
Под редакцией Ю.М. Антоняна. ВНИИ МВД СССР, Москва, 1989.
2. В.М. Анисимков, М.С. Рыбак. Субкультурные категории осужденных в местах лишения свободы ("Криминальные масти"). СГАП, Саратов, 1997.
3. В.М. Анисимков. Тюрьма и ее законы. СГАП, Саратов, 1998.
Вы чувствуйте влияние уголовной субкультуры в обычной жизни
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо, интересно
В колониях, говорите идёт постоянная работа по изоляции и развенчанию воров в законе? Ну я работой бы это не назвал. Давайте вспомним как "перекрашивали" СИЗО №1 в конце 90-х годов. А что сейчас происходит на зонах? Скажите прямо, в руководстве ФСИНА не осталось профессионалов. Последний был Калинин. И поэтому идёт полный раздрай. Производство закрывается. Зарплата зека 200-400 рублей в месяц. И как результат мы имеем толпы сидящих в нерабочих бараках, мёртвое производство из-за отсутствия заказов, а руководство из Москвы настоятельно рекомендует самим искать заказы. Замполиты рисуют отчёты о воспитательной работе и проведённых мероприятиях, которых не было и в помине, а дневальные ОВР заполняют дневники работы с осуждёнными. А то, что Вы описываете имело место в далёкие-предалёкие годы. Зоны становятся красно-чёрными. И как правило главный вор - РОР.

www.9111.ru
Я не согласен, что после Василь Васильича Андреева, Юрия Ивановича Калинина не было профессионалов. Был Давыдов, был Шостак, наконец. Именно на Леонида Григорьевича пришлось время тяжелых 90-х.
Производство начало закрываться не при нынешнем руководстве, а тогда когда ушли военные заказы, мелиорация и закрылся авиационный завод. Мы много работали на Афганскую войну, она закончилась, военпреды ушли и с ними ушли и заказы. Наши поливалки «Днепры» я до сих пор вижу на полях.
А зэки получают мало не только из-за того, что нет работы. Это сама структура лагерного производства к этому вынуждает. Продукция не конкурентна из-за ее высокой стоимости, в которую вынуждены включать накладные расходы на содержание осужденных, амортизацию основных средств, которые уже настолько старые, что их давно пора на свалку.
Дневальных отдела воспитательной работы нет. Дневники ИВР пишут начальники отряда, высасывая из пальца беседы с сотней подопечных. Я эту дурь, будучи начальником отдела по работе с отрядами областного УИН (УФСИН) пытался переломить, но так было, есть и, видимо, будет.
По СИЗО. Я курировал его на протяжении 6 лет. Как Вы говорите, перекрашивание, началось при Квасе, но это от него не зависело. В Саратовское СИЗО завезли тогда порядка 10 воров, кроме того еще был жив «Профессор», который крышевал, в том числе и ряд крупных чиновников, в том числе и в погонах и фактически рулил областью. Смотрящим был Кайнов, действующий под официальной крышей «Союза помощи заключенным и брошенным детям»
Я ушел в отставку уже 22 года назад и целью моих публикаций не является жизнеописание колоний, а такое явление в жизни общества как лагерная субкультура. Но все равно, спасибо, что внимательно меня читаете. Приятно!
Борис Михайлович, согласитесь, что лагерная субкультура - продукт "творчества" системы. И появилась она ещё в те далёкие года, когда знаменитый Беломорканал строился. В какой то момент в чью то голову пришла мысль, что таким образом будет проще управлять массой заключённых. Ну а в результате что выросло, то выросло.
На мой взгляд сейчас полным ходом идёт деградация ФСИНА. Да, нет Афгана и авиационного завода. Но что мешает загружать работой по пошиву спецодежды для Газпрома, РЖД, армии, МЧС, Росгвардии и прочих государевых структур? И решать эти вопросы на самом верху должно руководство, а если руководство всю жизнь служило в ВДВ, ФСО, ФСБ и не ходило по "земле", как тот же Калинин, то что оно нарешает?
И касательно ОВР, ОБ, ОО. ВСЮ работу за сотрудников тянут зека. И поэтому многие сотрудники не хотят уходить в Управу. Там самим придётся "работать".
Интересно!
Профессионально!