Особенности применения технологии проектно-исследовательской деятельности

4 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Особенности применения технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в средней школе

Современное общество находится на этапе высокого развития технологий и предъявляет все более строгие требования к качеству образования. Одной из важнейших задач современного образовательного процесса является гармоничное и всестороннее развитие личности. Следовательно, в образовательном учреждении должны создаваться условия по формированию компетентной личности, способной адекватно реализовать себя в социуме. Учитывая поставленную цель, особое значение приобретают такие черты современной образовательной системы, как индивидуальный подход, активизация познавательной деятельности, учебная автономия обучающихся.

На протяжении всей истории развития педагогической мысли пристальное внимание методистов было направлено на поиск наиболее эффективных способов организации процесса обучения иностранному языку обучающихся средней школы. В настоящее время эта проблема приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности. В современных условиях нам необходимы методы, позволяющие наиболее успешно организовать процесс обучения и характер взаимодействия между учителем и обучающимся. Благодаря интенсивному информационному потоку современные обучающиеся демонстрируют критический подход к информации, предлагаемой учителем или учебником. Это означает изменение роли учителя от единственного носителя знаний в сторону роли фасилитатора, то есть специалиста, ответственного за помощь в развитии ученической автономии, предлагающего доступ к нужным ресурсам, помогающего получить максимум полезных знаний на основе развития у обучающихся навыков критического мышления. [5]

С нашей точки зрения, именно системное внедрение проектно-исследовательской деятельности может стать одним из важнейших аспектов подготовки, во многом определяющей качественный уровень владения языком, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. В рамках учебного предмета «Иностранный язык» основная функция проектно-исследовательской деятельности сводится к подготовке обучающегося к самостоятельной творческо-исследовательской деятельности, направленной на разрешение практико-ориентированного задания, что способствует развитию коммуникативных умений обучающихся, навыков критического и творческого мышления, навыков межличностного и межгруппового взаимодействия. [12]

Мы рассматриваем проектно-исследовательскую деятельность как деятельность, ориентированную на проектирование собственного исследования (выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов), его реализацию и оценку полученных результатов.

Актуальность темы исследования является очевидной с учётом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных идей и решений. Проектно-исследовательская деятельность является приемлемым способом организации обучения на уроках английского языка в средней школе, в рамках которого происходит реализация качественного преподавания иностранных языков: обучающиеся учатся в совершенстве овладевать коммуникативными навыками, приобщаются к иноязычной культуре, решают поставленные задачи с помощью отбора необходимых материалов для достижения результатов.

Целью работы является изучение проблемы организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в средней школе для развития коммуникативных навыков обучаемых.

Практической значимостью исследования является возможность использования основных принципов организации проектно-исследовательской работы в школе при проведении уроков иностранного языка.

Новейшие технологии способствуют эволюционированию личности в течение всей жизни, развитию творческой изобретательности, навыков самостоятельного поиска в информационной среде, формированию у обучающегося универсальных учебных действий, возможности формулировать и искать новые пути решения задач для разных проблем (например, в профессиональной деятельности), самоопределению в дальнейшей жизни.

Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную работу, основанную на поиске информации по определённым вопросам, связанным с осмыслением и творческой переработкой информации.

Целью исследовательской деятельности является приобретение обучающимися знаний по исследованию различных проблем как способа освоения окружающего мира, развитие исследовательского типа мышления, формирование личностной позиции обучающегося на основе приобретённых знаний.

Обозначим задачи исследовательской деятельности в образовательном процессе:

1. Развитие интереса к познавательной, творческой и исследовательской деятельности, к углубленному изучению материала, повышение статуса знаний.

2. Саморазвитие, самоорганизация и самореализация обучающихся, развитие логического, научного типа мышления.

3. Помощь в поиске и приобретении новых и дополнительных знаний по каждому учебному предмету, что характеризует развитие межпредметных связей, умения работать с дополнительными источниками информации.

4. Стимулирование интереса обучающихся к выбору будущей профессии, дальнейшему обучению в высших учебных заведениях.

5. Ознакомление с теорией использования исследовательской деятельности: способами оформления результатов и анализом выходных данных, составлением и написанием отчётов, докладов о результатах исследовательской деятельности. [4]

Использование проектной методики, как и исследовательской, является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Проектная методика определяется как педагогическая технология, ориентированная на приобретение и дальнейшее применение новых знаний в процессе самостоятельной работы обучающихся.

Проектная методика основана на непрерывной организации учебного процесса. Каждая отдельная его часть рассматривается как самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в рамках достижении общей цели – успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. [1], [8]

Нами были определены основные особенности внедрения метода проектов в образовательный процесс:

1. Необходимо помочь каждому обучающемуся применить накопленные знания в процессе реализации индивидуального или группового проекта.

2. Необходимо позволить учителю стимулировать интерес обучающихся к проблеме исследования и подсказать некоторые пути решения.

3. Необходимо помочь обучающимся продемонстрировать свой уровень владения иностранным языком на основе принципов дифференцированного подхода и учебного сотрудничества.

С помощью проектной методики на уроке учителем может быть достигнуто сразу несколько целей обучения:

1) расширение лексического запаса обучающихся и приобретение знаний грамматики;

2) закрепление изученного лексического и грамматического материала с помощью возникших вопросов в ходе исследования. [22]

В нашей работе мы рассматриваем соединение понятий «исследовательская» и «проектная» деятельность. Проектно-исследовательская деятельность как один из инструментов организации образовательного процесса направлена на проектирование исследования, его реализацию и оценку полученных результатов. Основной особенностью данного типа деятельности является акцент на высокой доле автономности обучающегося в проектировании собственного исследования, которое предполагает:

1) постановку целей и задач исследования;

2) подбор методов исследования для достижения результата;

3) составление плана хода исследования;

4) определение предполагаемых результатов;

5) отбор необходимых ресурсов. [3]

Главные задачи, которые ставятся при работе с проектно-исследовательской деятельностью:

1. Образовательная задача.

2. Развивающая задача.

3. Воспитательная задача. [14]

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка является важным средством обучения и организации образовательного процесса. Она выполняет несколько важных задач в обучении языку в средней школе:

1. Урок не ограничивается только монотонным приобретением новых знаний, умений и навыков, поскольку развиваются личностные качества у обучающихся и формируются практические навыки, которыми он может пользоваться в дальнейшей работе.

2. Обучающиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках проблемы, самостоятельно добывать необходимую информацию. При этом обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, излагать свои идеи.

3. В процессе проектно-исследовательской деятельности реализуются процессы взаимодействия между учителем и обучающимися, меняется роль учителя как фасилитатора учебного процесса.

4. В проектно-исследовательской деятельности процесс обучения построен на интересах обучающихся и их индивидуальных особенностях.

5. Происходит усиление роли ответственности каждого обучающегося за работу в рамках проекта, так как каждый обучающийся должен представить результат работы над своей частью задания. [6]

Иностранный язык, в частности английский, проник во все сферы общества - политику, телевидение, журналистику, международные отношения и т. д. Знание языка – это знание мира, так как помимо разговорной речи, грамматики, набора лексики, мы учим и развиваем у детей целый комплекс компетенций (социокультурную, социальную, компенсаторную (стратегическую)), посредством которых они могут полностью погрузиться в иноязычную коммуникацию.

Проектно-исследовательскую деятельность на уроках английского языка можно и нужно использовать, так как накоплено достаточно различных материалов и методик для проведения такого типа уроков. Учителю необходима дополнительная подготовка, но зато он научит и воспитает ту личность, которая сейчас ценится высоко в обществе. [14]

Как учителя английского языка, мы стараемся как можно чаще использовать элементы проектно-исследовательской деятельности на учебных занятиях и даже выделяем отдельные уроки на данный вид деятельности. Мы осознаем, что жизненно необходимо научить обучающихся работать с источниками, отбирать только необходимую информацию, находить «нестандартное» решение, которое не «лежит» на поверхности, прививать интерес к проектно-исследовательской деятельности, таким образом готовя их к требованиям современного рынка труда – формируя гибкие навыки XXI века.

Для внедрения в образовательный процесс темы магистерской работы нами было разработано и проведено внеклассное мероприятие в 8 «Б» классе МОУ СОШ №13 города Егорьевск по теме «Транспортные средства / Means of Transport». На мероприятии присутствовали 13 обучающихся, учитель английского языка, завуч.

На уроке обучающиеся были поделены на две команды: 6 и 7 человек. В зависимости от уровня владения иностранным языком они были распределены, так, чтобы уровень владения языком был приблизительно одинаков (смешанные группы). Для разминки было проведено 5 этапов:

1) Warming-up task. The task is to guess the words, because all letters are mixed, and to read them aloud.

2) Answer the questions. Every player of your team must answer a question, nobody can help him.

3) Thе next task: I will give you these cards; there are 14 irregular verbs in the box. Try to find them.

4) The next task for you is to fill in the gaps. You will listen to the song by Louis Armstrong and you will have sheets of papers with this song, but some words will be missed.

5) The next task is to find synonyms to the given words.

Данные задания были организованы для того, чтобы подготовить обучающихся к самому главному - к началу проектно-исследовательской деятельности. С первыми пятью заданиями, как и предполагалось, обучающиеся справились достаточно быстро, поэтому осталось больше времени на проект.

Смысл проектов заключался в том, что капитаны команд подходят к ведущему и вытягивают себе по 2 темы из 6 предложенных. Все они связаны с определённым видом транспорта. Предварительно на уроках английского языка нами была пройдена данная тема, обучающиеся были ознакомлены с видами транспорта, кратко обсудили преимущества и недостатки, их любимые виды транспорта.

После получения тем проектов у обучающихся был свободный выбор, как представить свой проект. Главная задача - отразить новую изученную лексику и продемонстрировать правильное построение грамматических конструкций. На отдельном столе были материалы, которые обучающиеся могли использовать в своем представлении: карандаш, фломастеры, ватманы, ножницы, клей, листы и т.п. Несмотря на ограниченность времени, ребята использовали достаточно много материала и смогли интересно представить свои проекты.

У первой команды видами транспорта были a bus (автобус) и a train (поезд). Команда представила на ватмане схематично вид транспорта, плюсы и минусы, объяснила, предпочитают и рекомендуют ли они данный вид транспорта, выразив свои идеи полными предложениями.

У второй команды видами транспорта были a plane (самолет) и a car (машина). Команда на ватмане смогла представить фотографии видов транспорта, найдя их через сеть Интернет и успев распечатать на принтере в кабинете. Рядом разными цветами они расписали плюсы и минусы, какой транспорт нравится именно каждому из учеников и почему.

В целом можно сделать вывод, мероприятие прошло успешно. Так, для начальной разминки была использована игра, которая позволила стимулировать интерес к работе на иностранном языке, во время перехода к основной части, в которой ребята проявили свои исследовательские и творческие способности, они смогли разработать и защитить успешные проекты в группах. Каждый обучающийся старался внести свой вклад в мероприятие, был виден интерес к темам, в результате чего школьники не остались равнодушными к поставленной учебной задаче и предложили много вариантов решения проблемы.

Подводя итоги данного мероприятия, нами был создан и использован специальный оценочный аппарат, посредством которого были определены уровни сформированности проектно-исследовательских умений обучающихся 8 Б класса:

1. Адаптационный уровень (от 0 до 1 балла) – 4 обучающихся, вызвано недостаточным уровнем сформированности и владения иностранным языком, в процессе работы возникали трудности из-за нехватки лексики, ошибки в построении грамматических конструкций, неправильное произношение слов.

2. Продуктивный уровень (от 2 до 4 баллов) – 6 обучающихся, вызвано некоторыми затруднениями в использовании лексики, редкие ошибки в произношении слов и использовании грамматических конструкций, самостоятельность работы проявлена не полностью.

3. Творческий уровень (от 5 до 6 баллов) – 3 обучающихся, практическое отсутствие произносительных ошибок, правильное и уместное употребление изученной лексики, редкие ошибки построения грамматических конструкций. У обучающихся присутствовало огромное количество творческих идей, которые они охотно предлагали, т. е. были лидерами, которые взяли на себя роль управления процессом исследования и осуществления проекта.

На основании проведенного эксперимента нами были сделаны следующие выводы:

-необходимо внести в учебный проект больше заданий, направленных на развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся;

-необходимо привить обучающимся привычку работать самостоятельно;

-необходимо раскрывать внутренний потенциал каждого обучающегося, стараться развить критическое мышление;

-необходимо разъяснить обучающимся важность заданий по проектно-исследовательской деятельности, ведь в процессе самостоятельного поиска решения обучающийся лучше овладевает иностранным языком.

Заключение

Иностранный язык как учебный предмет в общеобразовательной школе имеет огромную практическую ценность, благодаря чему представляется возможным организовать управляемый процесс обучения, в рамках которого возникают взаимодействия учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик, осуществляется воспроизведение и усвоение определённых знаний и умений, и формируется навык их практического применения. Это очень сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя не только отработку и развитие целого спектра умений и навыков.

Важность внедрения данной образовательной технологии на среднем этапе обучения связанно с тем, что именно в среднем звене происходит чёткое формирование и овладение навыками использования средств общения. Во время выполнения заданий, представления проекта обучающиеся овладевают техникой организации исследовательской работы, реализации проекта, публичного выступления, что позволяет им успешно развивать «гибкие» навыки (критического мышления, автономность, поиск нестандартных решений, работа в команде и прочее), пользующиеся высоким спросом на современном рынке труда. [5]

При этом необходимо, чтобы занятия по проектно-исследовательской деятельности носили систематический и системный характер, представляли собой градуированную систему, где каждая новая стадия исследования осуществляется на новом, более совершенном уровне, но при этом опираясь на ранее усвоенные умения, развивая их и формируя новые.

Для более успешного обучения проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в среднем звене нами были выведены некоторые практические рекомендации:

1 Проектно-исследовательская деятельность – это деятельностный навык.

2 Проектно-исследовательская деятельность - средство повышения мотивации обучающихся.

3 Обратная реакция - эффективный механизм успешной проектно-исследовательской деятельности.

4 Предвосхищение задания - фактор успеха проектно-исследовательской деятельности.

5 Уровень сложности заданий – индикатор значимости проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе.

6 Максимальное использование возможности темы и задания – секрет успеха проектно-исследовательской деятельности.

7 Самостоятельная работа обучающихся - важный фактор проектно-исследовательской деятельности.

8 Проектно-исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность по поиску новых знаний.


Список источников

1. Ахраменко Е.В. Проект на уроке английского языка// Молодой ученый. – 2013. – № 12. – С. 400-406.

2. Белова Т.Г., Белов И.П. Исследовательская деятельность обучающихся как современная педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - №32 (59).-С. 41-46

3. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. - Москва: ТЕЗАУРУС, 2013. - 331 с.

4. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие для студентов, магистрантов, докторантов, шк. педагогов и вузов. Преподавателей / под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2011. - 432 с.

5. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для лингвистических университетов и факультетов ин. яз. высших педагогических учеб. Заведений/ - 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 335 с.

6. Гулиянц А.Б., Гулиянц С.Б., Дмитриева Е.И., Зотова Е.М. и др. Практическое руководство по проектной и исследовательской деятельности школьников в области иностранного языка: Учебно-методическое пособие.-М., АПКиППРО, 2011. - 384 с.

7. Ерофеева Л.А. Modern English in Conversation: учебное пособие по современному разговорному английскому языку/ – 3-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 341 с.

8. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку/ – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 320 с.

9. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 383 с.

10. Магомедова Н.А. Метод проектов как один из инновационных методов обучения иностранным языкам//Научно-техническая конференция преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ФГБОУ ВО ДГТУ. – Махачкала: Изд-во ДГТУ, 2016. – С. 655-669.

11. Мазур И.И. Управление проектами: учебное пособие/ 10-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2013. – 960 с.

12. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М., 2014. - С. 633




Подписаться
Донаты ₽

Зеленского снова подвёл его английский. Он выставил себя смешным в беседе с американским журналистом

Зеленский то и дело попадает в смешные ситуации, пытаясь говорить по-английски. Недавно, выступая на Совете безопасности ООН, он умудрился перепутать слова skis («лыжи») и skyes («небо»).
00:21
Поделитесь этим видео

Бесплатные ресурсы для изучения английского языка

В современном мире знание английского языка становится всё более важным для успешной карьеры и личностного развития. Однако, не всегда есть возможность посещать дорогостоящие курсы или нанимать репетитора.

Английский за 4 недели: Мечта сбылась! 🇬🇧

Хочу поделиться своим невероятным опытом изучения английского языка с помощью программы "Английский за 4 недели 2 в 1"!До начала курса я, как и многие мужчины, не придавал

Методика описания ЦА: Глубокий анализ потребителей.

В мире маркетинга одним из ключевых моментов, определяющих успех бизнеса, является точное определение и понимание целевой аудитории (ЦА). Методика описания ЦА – это неотъемлемая часть стратегии маркетинга,...

Депутаты государственной думы решили бороться с "англицизмами"! Внесен законопроект об ограничение публичного использования иностранных слов в РФ!!

Важным шагом на пути к сохранению языкового наследия стало внесение в Государственную Думу России законопроекта, направленного на регулирование и ограничение публичного использования иностранных слов.
10:00
Поделитесь этим видео