ЗиС-21А: как работал грузовой автомобиль на дровах.

26 дочитываний
9 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Ни для кого не является секретом, что первые годы после окончания войны для нашего народа были очень тяжелыми. Трудности коснулись каждой сферы деятельности, и автопромышленность не стала исключением. В Советском Союзе наблюдался острый дефицит бензина. Чтобы решить проблему, нужно было придумать что-то такое, чтобы не тратя силы на сложную реконструкцию, заставить функционировать стандартные ДВС, но не использовать при этом бензин. Изобретатели из СССР решили проблему достаточно быстро и изысканно.

Газогенераторная установка.

Вся эта конструкция состояла из газогенератора, оснащенного центробежным нагнетателем, охладителя в самом начале появления механизма, а затем очистителя, фильтров, смесителя, вентилятора розжига. По истечении некоторого времени был добавлен сюда еще и подогреватель предпусковой. Газогенератор устанавливали с правой стороны автомобиля, а все остальные элементы – с левой. В связи с этим попасть в кабину можно было исключительно через дверь для пассажиров. Это неудобство полностью компенсировалось функциональностью. Установка успешно справлялась с преобразованием дров в газ, который и являлся топливом для авто.

Самым первым автомобилем, на который был установлен такой генератор, стал FIAT 15 Ter производства Италии. На него поставили установку В. Наумова. Спустя несколько лет, в период с 1936-го по 1939-й года, выпустили экспериментальную серию ЗИС-13. На них стояли газогенераторы А. Пельтцера. Несмотря на малый КПД и движок с мощностью не более 45 лошадиных сил, эти машины могли перевозить две с половиной тонны груза на расстояние до 90 километров при скорости передвижения не больше 45 километров в час без дозаправки.

Следующий этап – массовый выпуск авто, оснащенных уникальной установкой. Ими стали грузовики ЗИС-21. На них уже устанавливались генераторы нового типа – НАТИ-14. Также была изменена и кабина, которая стала ассиметричной. Дверь с правой стороны была по размерам вдвое меньше двери слева. Кроме этого, рессоры справа были усиленными. Чтобы ускорить запуск, в ЗИС-21 был установлен бак для топлива на семь с половиной литров.

Для работы газогенератора было нужно именно сухое дерево. Гнилая древесина не подходила. Наиболее подходящими были чурочки из ясеня, бука, дуба и березы с шириной сторон 5-6 сантиметров. Спокойно «переваривал» грузовик и брикеты из опилок, соломы и даже шишек и коры деревьев. Спрессованные брикетики сгорали не полностью, так как объем воздуха был ограниченным. Из этого «топлива» получалась газовая смесь, состоящая из водорода и окиси углерода.

Следующее обновление грузовика произошло в 49-м году. Именно тогда он был модифицирован в ЗИС-21 А. Он уже работал на обновленной системе, древесно-угольной ЦНИИМЭ-16. Эта машина спокойно проехала по маршруту Москва-Минск в оба конца. Эта система быстро сменилась другой, более совершенной Г-78 А. Она уже обладала способностью перерабатывать разное топливное сырье, даже гнилое дерево. Устанавливали ее на другое авто – УралЗиСу-352 Л.

В 1955-м эра газогенераторов подошла к своему логическому завершению. А еще каких-то пару десятков лет авто были популярными. И это понятно – дефицит был с бензином, а шишек и дров в СССР всегда было предостаточно. Востребованными установки были и в некоторых других странах, например, Швеции и Германии.

Подробнее ➤

Понравилась публикация?

Проголосовали: 2

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
9 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 9
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Спасибо за интересную публикацию !

+1 / -2
картой
Ответить
DELETE

Просто АлександрПишет 30.12.2021 в 20:31
Спасибо за интересную публикацию !

Всегда пожалуйста!!!!!!!

раскрыть ветку (0)
Комментарий удалён
DELETE
Комментарий удалён
Комментарий удалён
DELETE
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
DELETE

А ничего, что немцы в конце ВОВ2, широко использовали газогенераторные авто.

Так, что победитель много чего позаимствовал у побеждённых.....

Паровые машины лучше по всем параметрам...только миром правят нефтяные корпорации.....

МихаилПишет 08.01.2022 в 20:09
А ничего, что немцы в конце ВОВ2, широко использовали газогенераторные авто.

Так, что победитель много чего позаимствовал у побеждённых....

Пионером работ по автомобильным газогенераторам в СССР стал профессор Ленинградского электротехнического института В.С.Наумов, который построил мобильную установку У-1 с прямым процессом газификации древесного угля. В 1928 году на автомобиле «Fiat-15 ter» с его более совершенной газогенераторной установкой У-2 был успешно совершён первый пробег из Ленинграда в Москву и обратно. В 1932 году в НАТИ группой специалистов под руководством инженера Мезина была сконструирована и изготовлена установка «Автодор-П», представляющая собой газогенератор цельнометаллической конструкции с фурменной подачей воздуха по периферии топливника. Впоследствии по типу «Автодора-П» инженер Мезин спроектировал две установки: «НАТИ-11» для ГАЗ-АА и «НАТИ-10» для ЗИС-5. Газогенераторные «ЗИСы» (модель ЗИС-13) начали выпускать в Москве еще в 1936 году.

0 / -3
Ответить
DELETE

Это конечно всё здорово..... Только задолго до этого уже ездили авто с газогенераторными установками. Даже в 1891 году отставной лейтенант Российского флота Евгений Яковлев построил завод газовых и керосиновых двигателей в Санкт-Петербурге на Большой Спасской улице, однако конкуренцию с нефтяными и бензиновыми двигателями его продукция не выдержала......

Инженеры при Советской власти занимались внедрением чужих разработок под отсталую промышленность. Своего никто изобрести не мог, просто не было кадров в стране, которой могла управлять прачка. Достаточно вспомнит ракеты ФАУ-2, которыми немцы обстреливали Англию....сколько понадобилось времени Королёву, что бы эта ФАУ полетела в стране Советов?

Патриотизм это здорово, только он должен быть не на голом месте.....

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Моя девушка думает, что я женат. Что делать?

Поводов, не даю. Исправно хожу на работу и всячески пытаюсь помогать. И это не смотря, на то, что у нас совместный ребёнок. Неоднократно показывал паспорт. Почему моя девушка думает, что я женат?

С Нового года хлеб, чай и кофе рванут в цене: производители конкретных марок предупреждают россиян

С наступлением нового года цены на многие продукты рванут снова вверх, о чем уже открыто предупреждают производители. Ведь с января НДС в России подрастёт до 22%, вместо 20% и уже сейчас производители хлеба,...

Современные женщины стали больше тратить и меньше экономить. Почему мы уже не такие, как советские?

Наверняка вы не раз слышали фразу: «Вот в советское время женщины умели экономить, каждую копейку берегли, не то что сейчас». Советские — это такие бережливые героини, у которых всё в дом, всё в семью.

Человек неувядаемой активности и организаторских способностей.

Вчера прочитал в районной газете «Ветлужский край» статью о работе при Шарьинском Доме Досуга клуба «Людмила». Этот клуб создала и организует его деятельность моя одноклассница Людмила Васильевна Костерова.

Банда в мантиях: четверо судей из Ростова получили 42 года колонии за взятки. На всю судейскую ОПГ

Криминальные новости продолжают поражать своей высокопоставленностью, статусностью и элитарностью. Не так давно строевым шагом в тюремные камеры отправилось целое подразделения генералов из Минобороны и,...
00:48
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы