Почему не всегда стоит верить общеизвестным истинам.
Есть ошибка мышления, которая не даёт нам отличить ложь от правды.
Человек использует всего 10% от мощности своего мозга. Морковь улучшает зрение. Витамин С помогает при простуде. Чтобы желудок был здоров, обязательно ешьте суп. Думаете, всё это правда? Нет, это мифы, которые мы часто слышим, а иногда и сами повторяем не задумываясь. Мы верим в них, потому что подвержены эффекту мнимой правды.
Когда что-то повторяется много раз, начинает казаться, что это правда
Пытаясь понять, правда перед нами или нет, мы полагаемся на два критерия. Первый — что мы уже об этом знаем, второй — насколько знакомо это звучит. Например, если вам скажут, что небо зелёное, вы ни за что не поверите. Вы ведь знаете, что оно голубое. Но если вы уже где-то слышали, что оно зелёное, вас одолеют сомнения, которые могут даже перевесить Dissociation of processes in belief: Source recollection, statement familiarity and the illusion of truth здравый смысл. И чем больше раз вы это слышали, тем больше сомнений.
Учёные доказали этот эффект во время экспериментов Frequency and the conference of referential validity . Участников просили оценить ряд высказываний на истинность. Через несколько недель или месяцев им снова давали такое задание, добавив в список новые фразы. Тут-то и проявлялся эффект мнимой правды. Люди чаще называли правдивым то, что видели раньше.
Когда мы слышим что-то во второй или третий раз, мозг быстрее на это реагирует.
Он ошибочно приравнивает такую быстроту обработки к достоверности. В большинстве случаев это упрощает нам жизнь. Не нужно ломать голову каждый раз, когда слышишь, что растениям для роста нужна вода или что небо голубое. Проблема в том, что этот принцип действует и с ложными утверждениями.
Причём предыдущие знания не защищают от эффекта мнимой правды. Это доказала Knowledge does not protect against illusory truth психолог Лиза Фазио. Она провела эксперимент с названиями одежды из разных культур. Участники читали такую фразу: «Сари — это национальный мужской костюм в Шотландии».
После второго прочтения даже тем, кто знал правильное название шотландской юбки, в голову стали закрадываться сомнения. Если в первый раз они оценивали фразу как «определённо ложная», то теперь выбирали вариант «вероятно ложная». Да, они не поменяли мнение полностью, но начали сомневаться.
И этим пользуются, чтобы нас обмануть
Ничего страшного не случится, если вы перепутаете килт и сари. Но эффект мнимой правды затрагивает и более серьёзные сферы: им пользуются в политике, рекламе и СМИ для пропаганды идей.
Если по ТВ крутят ложную информацию о каком-то человеке, публика в неё поверит. Если покупателей со всех сторон окружает реклама какого-то продукта, продажи вырастут.
Повторённая информация кажется более правдоподобной.
Мы начинаем думать Making up History: False Memories of Fake News Stories , что слышали её из достоверного источника. А когда мы устали или нас отвлекает другая информация, мы подвержены этому ещё большему.
Но это можно исправить
Во-первых, напоминайте себе, что такой эффект существует. Это правило годится для всех когнитивных искажений.
Если вы услышали что-то, что кажется правильным, но вы не можете объяснить, почему, — насторожитесь. Изучите вопрос подробнее. Не поленитесь проверить цифры и факты. Проверка фактов — это весело. Повторите эту фразу несколько раз, пока не поверите в неё.
Когда хотите поправить кого-то, действуйте аккуратно: попытки донести до людей истину часто проваливаются When Corrections Fail: The Persistence of Political Misperceptions .
Если человек много раз слышал какую-то «истину», сложно убедить его, что это ерунда, и даже научные исследования могут не помочь. Из фразы «Говорят, что витамин С помогает при простуде, но на самом деле Vitamin C for preventing and treating the common cold он никак не влияет на выздоровление» его мозг выхватывает знакомое «помогает при простуде», а остальное признаёт чушью.
Начните речь с достоверных данных. Быстро упомяните заблуждение и снова повторите истину. Это работает, потому что мы лучше запоминаем The serial position effect of free recall то, что слышим в начале и в конце рассказа, а не в середине.