Пенсионный фонд разъяснил порядок повышения пенсий
Пенсионный фонд разъяснил порядок повышения пенсий
Повышение пенсий по достижении 80-летнего возраста и работавшим на Севере пенсионерам не привязано к конкретным датам, а устанавливается при наступлении определенных обстоятельств, разъясняет Пенсионный фонд (ПФР) на своем сайте.
«Повышение выплат, когда пенсионеру исполняется 80 лет, происходит со дня достижения этого возраста. Самому пенсионеру при этом не надо ничего делать для получения надбавки — Пенсионный фонд автоматически устанавливает ее по имеющимся данным», — говорится в сообщении.
Те же, кто работал на Севере, должны подать в ПФР заявление с подтверждающими документами. После этого выплаты пойдут с нового месяца.
Ранее, 15 сентября, Пенсионный фонд напомнил, что в случае смерти супруга, чья пенсия была больше, вдова или вдовец могут претендовать на нее вместо своей.
Перейти на пенсию по потере кормильца можно, если овдовевший супруг достиг пенсионного возраста или у него есть инвалидность. При этом фиксированная выплата к страховой пенсии в таком случае будет на 50% меньше, чем к пенсии по старости. Поэтому получить всю сумму, которую получал умерший, не получится.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Полезно
Спасибо за полезную публикацию!
Спасибо

А не подскажете, когда и на каком основании отменили районный коэффициент для пенсионеров?
Судебная практика такова:
ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ГРАЖДАНАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И
ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ
Верховным Судом РФ проведено изучение практики рассмотрения
судами в 2010-2012 годах споров, связанных с осуществлением
гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях.
Анализ судебной практики названной категории дел показал, что
суды в основном правильно применяли законодательство,
регламентирующее труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях.
Следует отметить, что судами за указанный выше период в
основном рассматривались споры о взыскании заработной платы с
учетом районного коэффициента и процентной надбавки и споры о
взыскании расходов на оплату проезда к месту использования отпуска
и обратно.
1. Оплата труда
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают
полностью или частично территорию 24 субъектов Российской Федерации
и представляют собой территории с тяжелыми природными условиями,
обусловливающими увеличение размера заработной платы и
предоставление компенсаций лицам, работающим на указанных
территориях.
Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и
местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с
постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12
"О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего
Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера,
утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября
1967 года N 1029" (с последующими изменениями и дополнениями).
Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и
местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ оплата труда работников,
занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями,
производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). В состав
заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от
его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,
включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в
особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (ч. 2
ст. 129 ТК РФ). Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в
повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с
особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже
установленных трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Эти нормы конкретизированы в ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ,
предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с
применением районных коэффициентов и процентных надбавок к
заработной плате. Размеры и порядок применения районных
коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством
РФ. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе РФ от
19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон РФ от
19 февраля 1993 г. N 4520-I).
На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих
постановлений не принято, поэтому в силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ к
заработной плате работников подлежат применению районные
коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей
экономики) и процентные надбавки, установленные органами
государственной власти бывшего Союза ССР или органами
государственной власти Российской Федерации.
Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и
местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот
для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера" и Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1980-VII
"О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления предоставлено право за счет
средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и
бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие
размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для
учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть
установлен предельный размер повышения районного коэффициента и
процентной надбавки, устанавливаемого входящими в состав субъекта
Российской Федерации муниципальными образованиями (ч. 2 ст. 316 ТК
РФ, ст. 317 ТК РФ, ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.
N 4520-I).
Руководствуясь приведенными нормативными предписаниями, суды
приходят к выводу, что районные коэффициенты и процентные надбавки
к заработной плате работников являются элементами заработной платы,
выплачивать которую в полном размере в силу ст. 22 ТК РФ - прямая
обязанность работодателя.
К заработной плате работников организаций, финансируемых из
федерального бюджета, подлежат применению районные коэффициенты,
установленные федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти бывшего Союза ССР.
А. обратился в суд с иском к организации (УФМС России по ЯНАО)
о возложении обязанности произвести выплату суммы районного
коэффициента к заработной плате.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период
с 22 января 2008 г. по 18 октября 2010 г. он работал в организации
в г. Надыме в должности инспектора. С 22 января 2008 г. по 1 ноября
2009 г. ему был установлен районный коэффициент к заработной плате
в размере 70%. С ноября 2009 г. по 18 октября 2010 г. ему стали
начислять районный коэффициент к заработной плате в размере 50%.
Судом установлено, что Законом Ямало-Ненецкого автономного
округа от 16 декабря 2004 г. N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях
для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств
окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого
автономного округа" определено, что работникам организаций,
финансируемых за счет средств окружного бюджета, расположенных на
территории автономного округа в населенных пунктах севернее
Полярного круга, установлен единый районный коэффициент к
заработной плате в размере 1,8, южнее - 1,7. Согласно приложению к
названному Закону в г. Надыме районный коэффициент установлен в
размере 1,7.
На основании распоряжения администрации Ямало-Ненецкого
автономного округа от 18 декабря 2008 г. N 614-РА было заключено
соглашение от 18 марта 2009 г. N 2, которым определен порядок и
условия осуществления дополнительных выплат сотрудникам,
государственным служащим и работникам организации, в которой
работал истец. В связи с этим истцу был начислен и выплачивался
включительно по ноябрь 2009 г. дополнительный районный коэффициент.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что
финансирование организации, в которой работал истец, осуществляется
исключительно за счет средств федерального бюджета, поэтому к
заработной плате работников подлежит применению районный
коэффициент 1,5, установленный постановлением Госкомтруда СССР и
Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 "Об утверждении
районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения,
здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и
общественного питания, других отраслей народного хозяйства,
непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего
Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". При
этом суд указал, что Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от
16 декабря 2004 г. N 89-ЗАО не подлежит применению в отношении лиц,
проживающих в автономном округе и являющихся работниками
организаций, финансируемых из средств федерального бюджета.
Решение суда не обжаловалось (по материалам обобщения судебной
практики Суда Ямало-Ненецкого автономного округа).
Исходя из того, что действующее законодательство (ст. 316 ТК
РФ) ставит применение районного коэффициента в зависимость от того,
из каких источников финансируются работодатели, вывод суда о
применении к заработной плате работников организаций, финансируемых
из федерального бюджета, районного коэффициента, установленного
федеральными органами государственной власти бывшего Союза ССР,
является правильным.
При рассмотрении споров о размере районных коэффициентов суды
обоснованно принимали во внимание, что установление ряда
коэффициентов к заработной плате на территории бывшего Союза ССР
носило временный характер, а также то обстоятельство, что данные
коэффициенты могли быть распространены на работников территорий, не
относящихся к районам Крайнего Севера, и местностей, приравненных к
ним.
Коэффициент 1,7, предусмотренный постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561 "О строительстве
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" (п. 1 приложения 9),
устанавливался на время строительства Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында -
Беркакит.
Работники обратились в суд с иском к организации (межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике
Бурятия) о признании незаконными действий по изменению существенных
условий труда, выразившихся в изменении оплаты труда в сторону
уменьшения, понуждении выплачивать заработную плату с применением
коэффициента 1,7.
Иск мотивирован тем, что работодатель в нарушение требований
ст. 135 ТК РФ уменьшил размер оплаты труда. Уменьшение размера
выразилось в начислении заработной платы с применением коэффициента
1,3 вместо 1,7, установленного постановлением ЦК КПСС, Совета
Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561 "О строительстве
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".
Решением суда в удовлетворении иска отказано, снижение
коэффициента до размера 1,3 признано правильным.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что истцы являются
работниками организации, финансируемой из федерального бюджета.
Работодателем принято решение об изменении существенных условий
труда в виде оплаты труда с применением коэффициента 1,3, о чем
работники инспекции были уведомлены в письменном виде за два
месяца. Впоследствии истцам выплачивалась заработная плата с
применением указанного коэффициента.
Районный коэффициент 1,3 по Северобайкальскому району
Республики Бурятия был установлен постановлением Госкомтруда СССР и
Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 "Об утверждении
районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения,
здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и
общественного питания, других отраслей народного хозяйства,
непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего
Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера",
которое, исходя из ст. 423 ТК РФ, продолжает действовать до
настоящего времени.
Районный коэффициент 1,7 к заработной плате устанавливался
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г.
N 561 на время строительства Байкало-Амурской железнодорожной
магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит.
Следовательно, установление повышенного коэффициента носило
временный характер. Данный коэффициент не является районным,
который устанавливается в централизованном порядке к заработной
плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях. Строительство последнего объекта на
Бурятском участке БАМа - Северомуйского тоннеля завершено в
2003 году.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда Республики Бурятия решение оставлено без
изменения (по материалам обобщения судебной практики Верховного
Суда Республики Бурятия).
Лицам, проживающим и работающим в ЗАТО "Межгорье", сохранены
условия оплаты труда, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561 "О строительстве
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".
Работники обратились в суд с иском к организации о взыскании
задолженности по заработной плате.
Требования истцов были мотивированы тем, что они работали в
филиале организации, расположенном в закрытом
административно-территориальном образовании (ЗАТО) "Межгорье".
Однако процентная надбавка к заработной плате за каждый год работы
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и специальный
коэффициент в размере 1,25 им не начислялись, также к заработной
плате не применялся коэффициент в размере 1,7.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г.
N 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали"
и пп. 1 и 2 приложения 9 к названному постановлению к заработной
плате работников БАМа был введен районный коэффициент 1,7 и
распространены льготы, установленные для лиц, работающих в
местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 г. N 487-152 на
всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах
строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ЗАТО
"Межгорье"), независимо от ведомственной принадлежности, были
распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г.
N 561. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
8 июля 1995 г. N 687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО
г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Решение суда не обжаловалось (по материалам обобщения судебной
практики Верховного Суда Республики Татарстан).
Такие выводы судов соответствуют положениям ч. 1 ст. 316 ТК РФ
и ч. 1 ст. 423 ТК РФ.
В Трудовом кодексе РФ не раскрывается содержание понятия
"место работы". В теории трудового права под местом работы
понимается расположенная в определенной местности (населенном
пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное
обособленное структурное подразделение. В случае расположения
организации и ее обособленного структурного подразделения в разных
местностях, исходя из части второй ст. 57 ТК РФ, место работы
работника уточняется применительно к этому структурному
подразделению.
В то же время согласно положениям ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ
при расчете заработной платы должны применяться районный
коэффициент и процентная надбавка, установленные к заработной плате
в районе или местности по месту выполнения работы.
Руководствуясь названными нормами, суды правильно приходят к
выводу о том, что независимо от места нахождения организации оплата
труда работников ее обособленного структурного подразделения,
расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, оплачивается с применением районных коэффициентов и
процентных надбавок к заработной плате.
Д. обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу
Коммерческий банк "РОСЭНЕРГОБАНК" в лице Архангельского филиала о
взыскании задолженности по заработной плате в сумме, процентов за
просрочку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный
отпуск, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Д. указал, что работал в
должности помощника советника по защите собственности ЗАО КБ
"РОСЭНЕРГОБАНК" с 19 сентября 2006 г., с 1 октября 2009 г. был
переведен на должность советника управляющего. Его фактическим
местом работы являлось структурное подразделение банка -
Архангельский филиал, расположенный в г. Архангельске, который
отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Однако
заработную плату работодатель выплачивал истцу без применения
районного коэффициента и процентной надбавки за работу в данной
местности, в связи с чем образовалась задолженность. С 19 октября
2009 г. истец был уволен в связи с сокращением штата работников
организации с выплатой соответствующей компенсации, между тем
количество дней неиспользованного отпуска было определено без учета
продолжительности дополнительного отпуска, установленной трудовым
законодательством для работников районов, приравненных к районам
Крайнего Севера.
Представитель ЗАО КБ "РОСЭНЕРГОБАНК" с заявленными
требованиями не согласилась, указав, что истец состоял в трудовых
отношениях с центральным офисом банка, расположенным в г. Москве, у
ответчика не было оснований для оплаты труда истца с применением
районного коэффициента и процентной надбавки.
Суд удовлетворил заявленные требования истца в пределах срока,
установленного ст. 392 ТК РФ, руководствуясь следующим.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях осуществляется с применением
районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета
заработной платы работников организаций, расположенных в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются
Правительством РФ (ст. 316 ТК РФ). Аналогичные положения содержатся
и в ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к
районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров
СССР от 3 января 1983 г. N 12 (с последующими изменениями и
дополнениями). В соответствии с указанным Перечнем г. Архангельск
отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, где
установлен размер районного коэффициента 1,2 (постановление
Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и
заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г.
N 512/П-28).
Таким образом, лицам, работающим в г. Архангельске, оплата
труда должна производиться с применением районного коэффициента и
процентной надбавки, установленных для данной местности.
В целях применения указанных льгот под местом расположения
организации следует понимать не только местонахождение ее основного
офиса, но и все районы, в которых находятся филиалы,
представительства и другие обособленные структурные подразделения
организации.
Как следует из материалов дела и не отрицалось представителем
ответчика в ходе рассмотрения дела, рабочее место истца, где он
ежедневно исполнял трудовые функции, находилось в офисе
Архангельского филиала банка, расположенном по адресу:
г. Архангельск, ул. Поморская, 2. В г. Москву он выезжал в
служебные командировки. При таких обстоятельствах доводы истца о
том, что оплата труда должна производиться с применением районного
коэффициента и процентной надбавки, являются обоснованными (по
материалам обобщения судебной практики Архангельского областного
суда).
Разрешая спор по иску X. к ЗАО "Братские электрические сети" о
взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты
заработной платы, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых
требований истца.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец работал на
участке РЭС-2 ЗАО "Братские электрические сети", который расположен
в Нижнеилимском районе г. Железногорска-Илимского и является
обособленным подразделением ЗАО "Братские электрические сети". За
период работы ему не выплачивался районный коэффициент,
установленный действующим законодательством Российской Федерации по
Нижнеилимскому району, в размере 1,6. Районный коэффициент 1,4
начислялся и выплачивался по месту нахождения головного предприятия
в г. Братске.
Истец просил взыскать с ответчика задолженность по заработной
плате с учетом районного коэффициента 1,6, установленного по месту
фактического выполнения им трудовых функций, т. е. в Нижнеилимском
районе, который приравнен к районам Крайнего Севера.
При рассмотрении дела суд руководствовался постановлением
главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. N 9
"О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на
территории Иркутской области", в соответствии с которым на
территории Нижнеилимского района с 1 января 1993 г. был установлен
единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в
размере 1,6. Затраты на выплату установленных районных
коэффициентов определено осуществлять: предприятиям - за счет
собственных средств, бюджетным организациям - за счет
соответствующих бюджетов.
Исходя из того, что выплата районного коэффициента к
заработной плате относится к гарантиям оплаты труда и является
элементом заработной платы, суд пришел к выводу, что исковые
требования X. о взыскании с ответчика задолженности по заработной
плате с учетом районного коэффициента, установленного по месту
работы истца в подразделении, расположенном в Нижнеилимском районе,
т. е. в размере 1,6, подлежат удовлетворению.
Судом не были приняты во внимание доводы ответчика о том, что
размер районного коэффициента к заработной плате истца применяется
в зависимости от места нахождения организации ЗАО "Братские
электрические сети", т. е. в г. Братске, где установлен районный
коэффициент в размере 40%, поскольку из системного толкования норм
ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I
следует, что при расчете заработной платы должен применяться
районный коэффициент, установленный к заработной плате в районе или
местности по месту фактического выполнения работы, независимо от
места нахождения организации, в штате которой состоит работник (по
материалам обобщения судебной практики Иркутского областного суда).
Работники обратились в суд с иском к воинской части о взыскании
задолженности по заработной плате.
Суд удовлетворил заявленные требования, установив, что истцам
с апреля 2011 г. выплачивается надбавка в размере 30% вместо 50%,
предусмотренных трудовыми договорами. Воинская часть, в которой
работают истцы, с 1 марта 2011 г. передана на финансовое
обеспечение в филиал N 1 Управления финансового обеспечения МО РФ
по Приморскому краю, находящийся в южных районах Дальнего Востока
(местность, не приравненная к районам Крайнего Севера). Место
фактического исполнения истцами трудовых обязанностей и место
нахождения воинской части не изменились. Воинская часть находится
на территории Рощинской сельской администрации Красноармейского
района, который относится к местностям, приравненным к районам
Крайнего Севера. В трудовые договоры изменения относительно места
работы не вносились (по материалам обобщения судебной практики
Приморского краевого суда).
Г. обратилась в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской
области с иском к обществу с ограниченной ответственностью
"Старстрой" о взыскании невыплаченных сумм районного коэффициента,
указав, что она по трудовому договору была принята на работу в
филиал ООО "Старстрой" в г. Москве координатором по материалам
проекта "Сахалин-2" на период с декабря 2004 г. по декабрь 2005 г.
С момента заключения трудового договора она работала в филиале ООО
"Старстрой" в г. Южно-Сахалинске, подчиняясь руководству данного
филиала. Полагала, что поскольку фактические трудовые отношения у
нее сложились с указанным филиалом, расположенным в местности,
приравненной к районам Крайнего Севера, то оплата ее труда должна
была производиться с учетом районного коэффициента. Однако
работодатель данные выплаты не производил.
Удовлетворяя требование истца, суд исходил из того, что на
протяжении всего периода работы у ответчика истец осуществляла свои
трудовые функции в филиале ООО "Старстрой" (местонахождение -
г. Южно-Сахалинск), что не опровергалось стороной ответчика. Данное
обстоятельство подтверждается табелями учета рабочего времени
истца, а также командировочными удостоверениями, согласно которым
истец дважды направлялась в служебные командировки - в г. Хабаровск
на 1 день и в г. Париж на 7 дней.
Суд признал несостоятельным довод ответчика об отсутствии у
истца права на получение районного коэффициента в связи с ее
нахождением в г. Южно-Сахалинске в командировке, указав, что
служебной командировкой является поездка работника по распоряжению
работодателя на определенный срок для выполнения служебного
поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки
работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или
имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются
(ст. 166 ТК РФ). Следовательно, работник, направляемый в служебную
командировку, имеет постоянное место работы в определенной
организации и для выполнения какого-либо поручения направляется в
другую организацию, расположенную в иной местности, временно, а
после выполнения данного задания возвращается на свое постоянное
место работы. В данном случае истец иного места работы, кроме
филиала ООО "Старстрой", расположенного в г. Южно-Сахалинске, на
протяжении всего периода трудовой деятельности у ответчика не имела
(по материалам обобщения судебной практики Сахалинского областного
суда).
Районный коэффициент не начисляется на средний заработок,
выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной
командировке.
А. обратился в суд с иском к ОАО "РЖДстрой" в лице его
филиала - Строительно-монтажного треста N 10 о взыскании заработной
платы в общей сложности за 43 дня нахождения в командировках в
районах Крайнего Севера за последние три года работы.
Разрешая спор, суд установил, что истец при выполнении
трудовых обязанностей направлялся работодателем в командировки в
районы Крайнего Севера. При таких обстоятельствах, руководствуясь
положениями ст. 167 ТК РФ, в соответствии с которыми при
направлении работника в служебную командировку ему гарантируются
сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также
положениями п. 4 Инструкции о порядке предоставления социальных
гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера
и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в
соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной
приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2,
предусматривающими, что работникам, направленным в служебные
командировки и временно на период проведения полевых работ в районы
Крайнего Севера и в приравненные к ним местности с предприятий,
расположенных в других районах страны, льготы, установленные
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и
от 26 сентября 1967 г., не предоставляются, суд в удовлетворении
иска отказал (по материалам обобщения судебной практики
Свердловского областного суда).
По общему правилу труд работника используется по месту работы.
Труд отдельных работников организуется вне места нахождения
работодателя, его представительства, филиала, иного обособленного
структурного подразделения. Если в таких случаях выполнение
работником трудовой функции осуществляется в районе Крайнего Севера
или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то суды,
принимая во внимание фактическое место работы работника, приходят к
правильному выводу о начислении к его заработной плате
соответствующего коэффициента и процентной надбавки.
Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к
заработной плате работника в зависимости от места выполнения им
трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате
которого состоит работник.
А. обратилась в суд с иском к организации о взыскании
невыплаченного районного коэффициента и процентной надбавки.
Судом установлено, что истец работала по трудовому договору в
должности территориального менеджера в отделе региональных продаж
организации, местом нахождения которого является территория, не
относящаяся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним
местностям.
Свои трудовые обязанности истец исполняла в г. Петрозаводске
Республики Карелия, отнесенном постановлением Правительства РФ от
25 февраля 1994 г. N 155 к местности, приравненной к районам
Крайнего Севера. Общение с работодателем происходило дистанционно
через Интернет.
Заработная плата истцу выплачивалась в размере должностного
оклада без учета районного коэффициента 15% и без учета процентной
надбавки к заработной плате в размере 50%. Кроме того, ей не
предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью 16
календарных дней, установленный ст. 115 ТК РФ и ст. 14 Закона РФ от
19 февраля 1993 г. N 4520-I. Отпускные также рассчитывались без
учета районного коэффициента и северных надбавок.
http://supcourt.ru/files/14508/
Благодарю,но меня именно ситуация по пенсии интересует.
Когда у нас был районный коэффициент 1,15_выплачивали всем_работающим, пенсионерам....А сейчас,когда то ли 1,2,то ли 1,25_не понятно.