Административно правовая поддержка предпринимательства в условиях пандемии

134 дочитывания
15 комментариев


Эпидемия коронавируса COVID-19 оказала крайне негативное влияние на экономику России и международную экономику в целом, так как нанесла один из самых мощных ударов за последнее десятилетие.

В эпоху глобализации государства оказались неготовыми быстро реагировать на негативное влияние вируса на население и предпринимателей. Также оказалось, что существующие социальные системы государства не в состоянии защитить своих граждан и бизнес от последствий пандемии.

В 2020 году мы были свидетелями стремительного распространения пандемии COVID-19. Многие страны столкнулись с закрытием границ, усилением карантинных ограничений, неготовностью системы здравоохранения к приему такого количества больных коронавирусной инфекцией. Пандемия сопровождалась несвоевременностью принятых противоэпидемических мер, экономической нестабильностью, отсутствием полноценно укомплектованных целевых фондов по борьбе с COVID-19 и средств на них в достаточном размере, несовершенством системы налогообложения. Это негативно отразилась на многих компаниях, часть из которых столкнулась с падением платежеспособного спроса и другими негативными последствиям.

Как показывает опыт других стран, напряженная ситуация в связи с пандемией активизирует принятие быстрых, оперативных, действенных и эффективных решений в первую очередь в сфере здравоохранения. Прежде всего, это превентивные меры, которые состоят из налаживания производства индивидуальных средств защиты населения от вируса, комплексного переоснащения медицинских учреждений, закупки к ним необходимой техники, перепрофилирование врачей. К тому же все другие сферы и системы государства должны приспособиться и адаптироваться к жизни и функционированию в условиях чрезвычайной ситуации, вызванной пандемией коронавируса в мире. Закрытые границы «актуализирует необходимость увеличения национального производства» [1]. Поэтому государство в условиях эпидемии требует инновационных изменений в общегосударственном, региональном и отраслевом уровнях. В этом случае стоит отметить необходимость совершенствования государственного регулирования различных форм государственной поддержки субъектов хозяйственной деятельности.

Правительства многих стран срочно приняли меры, необходимые для противодействия эпидемии, в том числе: самоизоляцию граждан, закрытие производств и магазинов, запреты на спортивные и развлекательные мероприятия, а это - бесспорно, сказалось на экономических показателях.

Для минимизации негативного влияния кризиса большинство стран, в том числе и Россия, внедряют стимулирующие меры, среди которых адресная финансовая помощь предпринимателям и населению. На стимулирование потребления были направлены миллиарды долларов. Например, Федеральная резервная система США с начала пандемии анонсировала выкуп федеральных облигаций и облигаций штатов на 1,25 трлн. Долл. в рамках политики количественного смягчения. Для населения еще в марте правительство США анонсировало разовую денежную помощь - примерно 1200 долл. На 1 человека.

Германия разработала и внедрила план на 130 млрд. Евро для стимулирования собственной экономики, включающий снижение налога на добавленную стоимость, единовременные выплаты населению, внедрение дополнительных налоговых льгот для населения и предприятий и запланировала направить около 500 млрд. Евро на льготные кредиты и гарантии по кредитам предприятий для финансирования их ликвидности и текущей деятельности [3].

Правительство России на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса выделило 81,1 млрд. Рублей [6]. По сравнению с экономически развитыми странами, пакет финансовой помощи, утвержденный правительством в сотни раз меньше, в то время, когда убытки, понесенные отечественными компаниями не меньше, чем у зарубежных предпринимателей.

В нашей стране основным документом, регламентирующим деятельность в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, является Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [7]. Данный закон дает определения субъектов малого и среднего предпринимательств, процесс развития поддерживающей инфраструктуры, освоения новых механизмов и форм финансирования поддержки малого и среднего предпринимательства.

С экономической точки зрения, все необходимые изменения государственной стратегии борьбы с пандемией – невозможны без нормального функционирования субъектов хозяйствования [10]. В России, с целью поддержки отечественных субъектов малого и среднего предпринимательства принят ряд неотложных мер, среди которых частичное ослабление фискального давления.

Так, согласно Федеральному закону № 172 от 08.06.2020 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" [9] освобождены от уплаты налогов следующие категории налогоплательщиков:

-индивидуальные предприниматели, занятые в наиболее пострадавших отраслях;

-юридические лица, которые включены на основании налоговой отчетности за 2018 год в реестр МСП, занятые в наиболее пострадавших отраслях экономики;

-юридические лица, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ, субсидий и грантов в рамках специальных программ;

-централизованные религиозные организации, учрежденные ими социально ориентированные некоммерческие организации;

-некоммерческие юридические лица, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

Однако, учитывая то, что пока масштабность потерь бизнеса и государства вследствие кризиса, вызванного пандемией в полном объеме оценить сложно, эксперты отмечают необходимость государственной поддержки для бизнеса как минимум на ближайшие несколько лет [2].

Кроме этого, изменения в НК РФ коснулись и налога на имущество. Так, освобождение от уплаты предусмотрено по налогу на имущество организаций и физических лиц, а также транспортному и земельному налогам (для недвижимости и транспорта используемых или предназначенных для использования в предпринимательской деятельности или уставной деятельности).

Что касается страховых взносов, то применялось снижение до нуля выплат работникам за апрель, май и июнь 2020 года, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и на страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. Для индивидуальных предпринимателей, которые пострадали от карантинных мер, сумма страховых взносов за себя снижена на 30%.

В ходе поддержки субъектов хозяйствования государством был внедрен ряд изменений. В частности, Постановлением Правительства РФ № 696 от 16 мая 2020 г. кредитным организациям была предоставлена возможность получения субсидий из федерального бюджета для возмещения недополученных доходов по кредитам, выданным в течение 2020 года предпринимателям на возобновление их деятельности на льготных условиях (под ставку 2%) [5].

Также внесены изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ [8], предусматривающие снижение нагрузки для участников госзакупок: упрощение закупочных процедур, уменьшение размера обеспечения контракта. Такая мера сохранит для малых и средних предприятий возможность претендовать на участие в госконтрактах.

Предприниматели также получили поддержку в виде приостановки проверок организаций малого и среднего бизнеса, продления подачи ими финансовой отчетности и предоставления документов по требованию налоговых органов вплоть до конца действия карантинных ограничений. Также, на период действия карантинных мероприятий к рассматриваемым субъектам не применяются меры взыскания задолженности и не возбуждаются дела о банкротстве.

Подводя итоги, возможно отметить, что эпидемия изменила деятельность большей части субъектов хозяйствования, и поставила под угрозу экономику России. Без поддержки государством субъектов малого и среднего предпринимательства, экономику страны могут ожидать еще более негативные экономические факторы, чем снижение процентов налоговых отчислений в Федеральный бюджет России. В таких условиях государственные меры стимулирования и поддержки, субъектов малого и среднего предпринимательства являются недостаточными.

Эффективное и системное противодействие эпидемии, возможно только в случае слаженного сотрудничества всех государственных институтов. Направленность государства со всеми субъектами малого и среднего предпринимательства на интенсификацию государственно-частного партнерства, усиление цифровизации услуг, развитие социально ориентированного бизнеса и ориентированность государства на поддержку пострадавшего бизнеса – большой шаг к преодолению последствий пандемии, имеющихся на сегодняшний день.

Анализ форм государственной поддержки принятых Россией для стимулирования экономики из-за последствий пандемии коронавируса, позволили также заключить, что: во-первых, правительство пытается восстановить экономику за счет внедрения масштабных программ по поддержке производителей и налоговых послаблений; во-вторых, наше государство из-за слабой финансовой системы не в состоянии в полной мере ввести программы экономической поддержки, которые приняли в странах Европы и США.

Список литературы:

Дуплинская Е.Б. Антикризисные меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии // Актуальные тренды в экономике и финансах. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. 2020. С. 49-52.

Золотарева Ю.П., Насырова Ю.Р. Поддержка малого и среднего предпринимательства властями в период пандемии коронавируса 2019-2020 гг. // Актуальные исследования. 2020. № 21 (24). С. 135-138.

Исаева И.А. Антикризисные меры государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства // Научно-практические исследования. 2020. № 5-4 (28). С. 37-42.

Насырова Ю.Р. Мероприятия государственной поддержки развития субъектов малого и среднего бизнеса в условиях пандемии COVID-19 // Научный альманах. 2020. № 10-1 (72). С. 66-68.

Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 мая 2020 г. N 21 ст. 3277

Распоряжение Правительства РФ от 19.06.2020 N 1639-р [Электронный ресурс] // Режим доступа www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355472/

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215

Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1652

Федеральный закон от 08.06.2020 N 172-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 24 ст. 3746

Франовская Г.Н., Долматович А.Ю. Антикризисная поддержка малого и среднего бизнеса в период пандемии коронавируса и в перспективе // Современная экономика: проблемы и решения. 2020. № 7 (127). С. 178-186.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Максименко А.В. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Студенческий: электрон. Научн. Журн. 2021. № 31 (159). URL: https://sibac.info/journal/student/161/225552 (дата обращения: 16.10.2021).

Источник

https://sibac.info/journal/student/161/225552

Проголосовали: 60

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

15 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 15
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Интересно

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

дизлайк.

Учитесь нормально форматировать текст.

+2 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Слышь дяд тебя кто тут назначил редактором за собой следи ты хам

раскрыть ветку (0)

благодарю за полезную информацию

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (15)

У России дефицит бюджета до 2042 года

Минфин России, известный своей прозорливостью и точностью прогнозов (кто забудет их солнечные прогнозы на 2022 год, сбывшиеся с точностью до наоборот?), подарил нам новый повод для восхищения.

Чудо-ягода брусника.

Брусника — известная северная ягода, которую с древности ценят за её вкусовые ...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы