Затопили соседей, и с вас требуют много денег? ВС РФ: платить придется не всегда

Очень многие проживают в старых многоквартирных домах. Естественно, чем старше здание и коммуникации в нем, тем чаще это оборачивается неприятными сюрпризами для жильцов. При виде льющейся с потолка воды многие собственники уверены, что возмещать им ущерб будет именно сосед сверху. Однако не всегда все так однозначно, и в ряде случаев ответственность полностью или частично ложится на управляющую компанию.
Общедомовое имущество и вынужденные меры
Рассмотрим определение Верховного суда № 49-КГ 21-16-К 6 от 29 июня 2021 года. Гражданка неоднократно обращалась в ЖЭУ с заявками на устранение течи полотенцесушителя, поскольку он относился к общедомовому имуществу и сам собственник не мог заняться его заменой.
Приезжавшие по заявкам специалисты ЖЭУ не смогли устранить протечку, продолжительное время результата не было, и в какой-то момент собственница решила произвести замену самостоятельно.
Это привело к аварии и судебному иску от соседей снизу, которые оценили ущерб ванной комнате и коридору в 67 199 рублей. Помимо этого, истец требовал возмещение затрат на эксперта, госпошлину, юридические услуги и некоторые другие сопровождающие иск расходы.
Планировалось взыскать средства солидарно – с управляющей компании и собственницы. Однако суд первой инстанции счел, что вина полностью лежит на осуществившей самостоятельный замен полотенцесушителя собственнице, следовательно – все должна возмещать она одна.
Что сказал ВС РФ
Дело дошло до Верховного суда, где не согласились с решениями нижестоящих инстанций и посчитали, что вина лежит как раз на управляющей компании, которая несет ответственность перед жильцами за содержание в надлежащем состоянии общедомового имущества.
Возникновение аварии связано с бездействием управляющей компании, хотя собственник к ним обращался, но суды нижестоящих инстанций этого не учли, а также проигнорировали целый ряд других важных норм. Таким образом, дело было направлено на новое рассмотрение с учетом всех вышеуказанных фактов.
Когда будет отвечать управляющая компания, а не собственник
УК отвечает за содержание в надлежащем состоянии общедомового имущества, состав которого определяется постановлением Правительства № 491 от 13 августа 2006 года. Например, это полотенцесушители и батареи отопления, которые невозможно отсоединить от общих труб. Проблемы с общедомовым имуществом должны устраняться управляющей компанией своевременно.
УК обязана незамедлительно принимать меры в случае возникновения аварий, а также реагировать на сообщения о проблемном состоянии коммуникаций. Если игнорирование этих требований привело к ущербу имуществу жильцов – ответственность за это несет и управляющая компания. Особенно если собственник квартиры, в которой произошла авария, обращался в УК с заявкой, но из-за бездействия последней ничего не удалось предотвратить.
Так что не всегда в потопе виноват тот, чья квартира находится сверху. Это подтверждается целым рядом других случаев. Для собственника важно лишь проследить, что его обращение было зафиксировано.

У меня стала подтекать труба отопления, поставила 3 хомута и всё время боялась, что вдруг, когда меня не будет дома-прорвет и затопит 4 этажа (я живу на пятом). Несколько раз вызывала сантехников, писала заявления, но ничего так и не было устранено. Просто предложили заменить трубу за свой счет
Перед новым отопительным сезоном, я предупредила соседей, что гонять воду не буду (у меня "обратка") и пусть жалуются куда-хотят. Они и пожаловались в УК. Пришел сантехник, посмотрел, пожал плечами и ушел.
Когда дали отопление, то оно было только у меня. Соседи уговаривали прогнать воду в стояке, так как в квартирах было уже холодно. Но я стояла на своем- только после замены трубы (там всего то 70 см).
Народ опять пошел с жалобой в УК. Пришел и сантехник, и мастер, и сварщик. Принесли всё необходимое. Заменили не только трубу, но и убрали "обратку". Сколько нервов и времени, а делов-то на пол-часа.
У В А Ж А Ю
А когда будет нести ответственность суд первой инстанции, принявший неправильное решение?
Это риторический вопрос)
Соседи снизу 5 лет жаловались, что у них по стене между кухней и спальней сочится вода. У меня было всё сухо. В квартире через стенку тоже. Я каждый раз добросовестно вызывала сантехника из управляйки, который не находил источник протечки. Надо мной жила пенсионерка, которая коммунальщиков к себе не пускала. В итоге, уже после её смерти в квартире поселились картиранты, стали активно пользоваться ванной, и на третий день их проживания произошел масштабный прорыв трубы. Залило 3 этажа ниже. Только тогда стало понятно, что вода внутри панели сочилась из квартиры надо мной и выходила на стену в квартире подо мной. Как только эту проклятую трубу поменяли, у соседей снизу перестала мокнуть стена. И прекратились многолетние косые взгляды на меня.
Значит УК должны по каким то нормативам проверять,устанавливать,заменять общее имущество,находящейся в квартирах! Припоминаю в советское время через 10лет после въезда заменяли все батареии по всему дому,а квартир - 100. Может кто то помнит об этом?
"в советское время через 10лет после въезда заменяли все батареии по всему дому"
- Фантастика
Без бумажки вы букашки... Главный совет.
Страна такая, никто не хочет нормально работать! Причем друг другу пакости делают: сегодня сантехник пожмет плечами и свалит, завтра врач его пошлет... к другому врачу, а потом в кафе или столовой отравят и т.д.
Такова реальность, Надежда!