Роструд. Обязательность досудебного обжалования
Вступление
Некоторое время назад Роструд распространил письмо, в котором напомнил нам о необходимости соблюдения досудебного порядка при обжаловании действий органов инспекции труда.
Это напоминание явилось результатом изменений законодательства. В соответствии с прежней редакцией Трудового кодекса РФ, решения государственных инспекторов труда могли быть «обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд» (см. ст. 361 Трудового кодекса РФ). В настоящее время ст. 361 Трудового кодекса РФ содержит отсылочную норму и устанавливает право на обжалование «в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле» (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 № 220-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"). Порядок обжалования решений надзорных органов, сейчас подробно регламентирован федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с изм.) – далее Закон о надзоре.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона о надзоре, «судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности».
Обратите внимание! Формально ч. 2 ст. 39 Закона о надзоре вступает в силу с 01.01.2023 (см. ч. 3 ст. 98 Закона о надзоре с изм.). Однако, в соответствии с ч. 13 ст. 98 «Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года.».
В соответствии с п. 51 Перечня утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 (в ред. от 06.10.2021) «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб», для федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства применяется обязательный досудебный порядок.
Сроки и процедура обжалования надзорных органов
В настоящее время, в соответствии с ч. 4 ст. 40 Закона о надзоре, контролируемое лицо имеет право на обжалование:
«1) решений о проведении контрольных… мероприятий;
2) актов контрольных… мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного… органа».
Жалоба подается в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (knd.gosuslugi.ru) и, в соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона о надзоре должна содержать:
1) наименование контрольного органа и фамилию должностного лица, решение которого обжалуется;
2) информацию о лице, подающем жалобу (наименование организации или гражданина), а также желаемый способ взаимодействия и получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решениях надзорного органа;
4) основания и доводы, подтверждающие правоту заявителя;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного мероприятия в едином реестре контрольных мероприятий, в отношении которого подается жалоба.
Обратите внимание!
Жалоба должна быть подана в следующие сроки:
• на решение контрольного органа – тридцать календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
• на предписание контрольного (надзорного) органа – десять рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительным причинам сроки могут быть восстановлены.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона о надзоре жалоба должна быть рассмотрена в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий орган:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (см. ч. 6 ст. 43 Закона о надзоре).
Заключение
Сложно сказать насколько целесообразно введение обязательного досудебного обжалования решений надзорных органов, но внедряемые изменения, безусловно, сократят нагрузку на судебные органы, позволив избежать обращений в суд при очевидных ошибках проверяющих низового звена.