Ликвидационная комиссия (ликвидатор)
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
Например
-в ООО такое решение принимает общее собрание участников ООО большинством от общего числа голосов участников ООО, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества. Решение принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа или участника общества (пп. 12 п. 2 ст. 33, абз. третий п. 8 ст. 37, абз. второй п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");
-в АО решение принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. При создании в АО совета директоров (наблюдательного совета) решение принимается по его предложению, если иное не установлено уставом АО (п. 2 ст. 21, пп. 3 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО).
По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества может быть включено положение о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ) или коллегиального исполнительного органа общества вопроса о назначении ликвидационной комиссии (пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Отметим, что в ряде специальных законодательных актов упоминается лишь о назначении ликвидационной комиссии, например ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 21 Закона об АО. Однако возложение полномочий по принятию мер, необходимых для ликвидации юридического лица, на одно лицо вместо формирования коллегиального органа закону не противоречит, поскольку данная возможность предусмотрена п. 3 ст. 62 ГК РФ. По смыслу действующего законодательства правовой статус ликвидатора идентичен правовому статусу ликвидационной комиссии. Право выбора назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии предоставлено организации законом и не подлежит ограничению, в том числе уставом юридического лица (п. 1.4 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2018), направленного письмом ФНС России от 29.03.2018 N ГД-4-14/5962@).
Как правило, решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) принимается одновременно с решением о ликвидации юридического лица.
О назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) необходимо уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по месту нахождения юридического лица (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации).
Также сведения о ликвидационной комиссии (ликвидаторе) вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://www.fedresurs.ru) (пп. "п.5" п. 7, п. 8, п. 8.3 и абз. второй п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
По смыслу п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию на весь период проведения мероприятий по ликвидации юридического лица без указания срока полномочий ликвидационной комиссии, при этом они не лишены права принять решение о прекращении полномочий всех или части членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) и сформировать новый состав этого органа. Поскольку сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) вносятся в ЕГРЮЛ (пп. "л" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации), о назначении нового лица руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) также необходимо уведомить регистрирующий орган (п. 5 ст. 5, п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации, см. также разъяснения специалистов ФНС России, постановление Седьмого ААС от 30.08.2016 N 07 АП-3322/16).
Закон не конкретизирует характер отношений между ликвидационной комиссией и юридическим лицом. Полномочия членов ликвидационной комиссии вытекают непосредственно из решения об их назначении (п. 4 ст. 62 ГК РФ) вне зависимости от заключения с ними гражданско-правовых или трудовых договоров. На практике с руководителями ликвидационной комиссии и ее членами заключают как трудовые, так и гражданско-правовые договоры. Законодательством РФ не установлен порядок оплаты работы членов ликвидационной комиссии, поэтому данный вопрос должен решаться при назначении ликвидационной комиссии.
Члены ликвидационной комиссии могут быть привлечены к гражданско-правовой и административной ответственности.
Деятельность ликвидационной комиссии прекращается:
-с внесением в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица в связи с его ликвидацией (п. 9 ст. 63 ГК РФ);
-с прекращением ликвидации в связи с возбуждением дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении юридического лица в случае выявления недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований его кредиторов или наличия признаков банкротства (п.п. 3, 4 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").