Сравнение регулирования и стимулирования электронных сигарет в 97 странах мира (часть 1)
Предлагаем почитать перевод научного труда учёных из нескольких стран, посвящённого вопросу регулирования электронных сигарет почти во всём мире.
Оригинал исследования расположен на сайте sciencedirect.com. Статья переведена «как есть», с минимальными стилистическими правками. На большинство непонятных простому человеку терминов мы постарались дать ссылки на википедию. Все ссылки из оригинальной статьи полностью сохранены.
Авторы: Brooke Campus, Patrick Fafard, Jessica St. Pierre, Steven J. Hoffman
Аннотация
Использование электронных сигарет продолжает расти во всем мире, несмотря на неопределенность в отношении их долгосрочного воздействия на здоровье и их эффективности для отказа от табакокурения. Эта неопределенность создает уникальные проблемы для правительств, которые пытаются оптимально регулировать и позитивно или негативно стимулировать эти продукты таким образом, чтобы максимально улучшить здоровье населения. Существующие подходы к регулированию и стимулированию использования электронных сигарет варьируются в широком спектре: от сосредоточения на защите здоровья, когда политика направлена на предотвращение опасностей, связанных с электронными сигаретами, до сосредоточения на использовании электронных сигарет для снижения вреда, когда политика направлена на снижение более вредных последствий курения табака. Варианты регулирования включают запрет, частичный запрет и регулирование как лекарственных средств, ядов, табачных изделий, потребительских товаров и/или уникальных продуктов. Варианты стимулирования включают налогообложение, субсидирование и предоставление финансового вознаграждения. С помощью сравнительного анализа государственной политики в данном исследовании описываются, сравниваются и оцениваются различные подходы 97 стран к регулированию и стимулированию электронных сигарет. Цель исследования — информировать правительства о будущих решениях по подходу к проблеме общественного здравоохранения, создаваемой электронными сигаретами, основываясь на тонком понимании сложности этой проблемы и того, что уже внедрили и чему научились другие юрисдикции.
1. Введение
Использование электронных сигарет (ЭС) продолжает расти во всем мире, несмотря на неопределенность в отношении их долгосрочного воздействия на здоровье и их эффективности для отказа от табакокурения. Эта неопределенность создает уникальные проблемы для правительств, которые пытаются оптимально регулировать и (положительно или отрицательно) стимулировать эти продукты таким образом, чтобы максимально улучшить здоровье населения. Для целей данной статьи регулирование определяется в узком и традиционном смысле, исключающем более широкие формы государственного влияния. Здесь оно «включает в себя промульгацию обязательного набора правил«, которые в основном являются явными и обязательными директивами в стиле «управления и контроля«, но могут также включать требования обязательного раскрытия информации (Baldwin et al., 2011). В отличие от этого, мы используем понятие «стимулирование» для описания рыночных инструментов, используемых для влияния на поведение потребителей посредством внешних экономических стимулов (Baldwin et al., 2011; Hepburn).
Упрощенный взгляд предполагает, что подходы к регулированию и стимулированию электронных сигарет относятся к спектру вариантов, обрамленных контрастными концептуальными линзами на обоих полюсах. Спектр варьируется от единственного фокуса на защите здоровья на одном конце, до единственного фокуса на использовании электронных сигарет для снижения вреда на другом конце. Линза защиты здоровья основана на принципе, что политика должна предотвращать опасность электронных сигарет. На другом конце спектра, в рамках концепции снижения вреда, утверждается, что политика должна уменьшить более вредные токсикологические последствия курения табачных сигарет. Снижение вреда признает, что пользователи сигарет становятся зависимыми от никотина и не могут легко бросить курить, поэтому желательно снизить вред, связанный с использованием горючих сигарет, поощряя пользователей переходить на менее вредный продукт (например, электронные сигареты).
Страны, которые больше беспокоятся о минимизации числа новых пользователей, которые становятся зависимыми от никотина (т.е. о защите здоровья), могут принять запретительные меры регулирования, ограничивающие предложение, и ввести более высокие налоги, снижающие спрос, особенно среди некурящих и молодежи. Страны, которые больше озабочены снижением вреда от обычных табачных сигарет (т.е. снижением вреда), могут принять менее ограничительные меры регулирования и ввести положительные финансовые стимулы для поощрения курильщиков к переходу на менее вредный продукт.
Для упрощения, сторонники защиты здоровья часто утверждают, что электронные сигареты вредны, нормализуют поведение курильщика и служат «воротами» к никотиновой зависимости и еще более вредному потреблению табака для некурящих людей и молодежи. Вместо того чтобы помочь бросить курить, они могут считать, что продажа электронных сигарет будет способствовать продолжению использования обычных сигарет, что приведет к двойному использованию обоих продуктов и, следовательно, будет препятствовать полному отказу от курения (Hall et al., 2015; Kaufman and Mahoney, 2015; Kenkel, 2016). На другом конце спектра сторонники снижения вреда часто утверждают, что люди всегда будут использовать вредные продукты, поэтому целью должно быть отвлечение людей от использования менее вредных альтернатив. Они могут считать, что электронные сигареты могут помочь снизить некоторые негативные последствия курения для здоровья (Fairchild and Bayer, 2015), помогая курильщикам табака минимизировать потребление сигарет. Однако сторонники снижения вреда не всегда разделяют одинаковые взгляды на конечные цели использования электронных сигарет, некоторые сторонники утверждают, что целью должен быть полный отказ от этих вредных продуктов, тогда как другие считают, что достаточно минимизации риска (Fairchild and Bayer, 2015; Fairchild and Colgrove, 2004).
Одно из основных различий между этими двумя лагерями — это население, на которое они ориентированы. Лагерь защиты здоровья обычно фокусируется на относительно меньшей опасности электронных сигарет для здоровья относительно большей группы некурящих людей, особенно некурящей молодежи. Лагерь снижения вреда обычно фокусируется на относительно большей опасности табака для здоровья относительно меньшей группы курильщиков обычных сигарет.
Было разработано множество различных подходов к регулированию и стимулированию электронных сигарет. Среди юрисдикций, регулирующих электронные сигареты, некоторые полностью запрещают этот продукт, а другие регулируют их как лекарственные средства, яды, табачные изделия, потребительские товары и/или уникальные продукты. Эти нормативные классификации не являются взаимоисключающими, поскольку некоторые страны используют гибридные подходы, при которых электронные сигареты подпадают под несколько схем регулирования. Стимулирование электронных сигарет также различается в зависимости от приоритетов и целей юрисдикции. У правительств есть три варианта финансового стимулирования потребителей электронных сигарет: 1) облагать электронные сигареты налогом; 2) субсидировать электронные сигареты, или 3) предоставлять вознаграждение за использование электронных сигарет (см. рис. 1).

Рис. 1. Упрощенный спектр регулирования и стимулирования электронных сигарет. На этом рисунке представлен ландшафт доступных правительствам вариантов регулирования и стимулирования электронных сигарет в упрощенном спектре от защиты здоровья до снижения вреда. Вариант регулирования электронных сигарет как уникального продукта на рисунке не представлен, так как этот вариант регулирования может иметь характеристики, которые позволяют поместить его в любую точку спектра.
Страны, которые больше беспокоятся о минимизации числа новых пользователей, которые становятся зависимыми от никотина (т.е. о защите здоровья), могут принять запретительные меры регулирования, ограничивающие предложение, и ввести более высокие налоги, снижающие спрос, особенно среди некурящих и молодежи. Страны, которые больше озабочены снижением вреда от обычных табачных сигарет (т.е. снижением вреда), могут принять менее ограничительные меры регулирования и ввести положительные финансовые стимулы для поощрения курильщиков к переходу на менее вредный продукт.