«Прилегающая территория»: ПРИ дороге или ДОРОГА с особым статусом?

В данной статье разберемся, что такое «прилегающая территория», согласно Правилам дорожного движения.
Если спросить любого водителя, что такое «прилегающая территория», он уверенно приведет примеры: АЗС, двор или парковка.
АЗС:

Двор:

Парковка:

Территория предприятия:

И тому подобное. Собственно, именно такие примеры прилегающей территории обозначены в её определении в пункте 1.2 ПДД.
Вопрос: прилегающая территория – это дорога?
Следующий вопрос водителям: «Прилегающая территория – это дорога?»
Ответ: Ну конечно нет. Написано же: «прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая к дороге.
И конечно пункт 8.3 ПДД: при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги (на прилегающую территорию. – Прим. автора) – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает».
Получается, дорога – это не прилегающая территория, а прилегающая территория – не дорога?
Давайте разберёмся.
«Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
АЗС, двор, парковка, территория предприятия или их часть для движения транспортных средств обустроены? Приспособлены? Используются? Находятся на земле или являются искусственными (построенным человеком) сооружениями?
Ключевым словом в определении «прилегающей территории» является именно слово «территория», а не «непосредственно прилегающая к дороге».
Толковый словарь Ушакова: что значит понятие «территория»
Посмотрим в толковый словарь Ушакова.
«Территория – земельное пространство, ограниченное каким-нибудь пределами, границами».
Может быть на «территории», то есть на земельном пространстве, ограниченном каким-нибудь пределами, границами, полоса земли, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств?
Ну конечно! Это ведь видно и на фотографиях: что на АЗС, что во дворе, что на предприятии абсолютно точно можно определить, где то пространство, по которому передвигаются транспортные средства.
А это означает, что, передвигаясь по территории АЗС, предприятия, по двору, жилому массиву, хоть на транспортном средстве, хоть пешеходом (разумеется, там, где пространство для движения транспортных средств), мы находимся на дороге.
И обратно: неправ тот, кто говорит, например, «я еду (иду) по парковке, по прилегающей территории, а не по дороге».
По дороге, не сомневайтесь. Только дорога эта особенная – не та, про которую буквально все положения ПДД. Как эту дорогу назвать и как по ней передвигаться?
Решение Верховного суда РФ: прилегающая территория
С названием на помощь пришёл Верховный суд РФ. Цитирую пункт постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2019 № 20:
«Статьей 12.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие имело место на дороге, в том числе на дороге, находящейся в пределах прилегающей территории (например, на парковке)».
Вот так, точнее и не скажешь: «дорога в пределах прилегающей территории»! Спасибо, ВС РФ!
Правила движения по такой дороге: каковы они?
Абсолютно не правы те, кто утверждает: на прилегающей территории еду (иду), как хочу, это же не дорога, и здесь ПДД не действуют. Такие утверждения, к слову сказать, я читал своими глазами от различных интернет-комментаторов.
В определении прилегающей территории в ПДД это прямо указано: движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Эту важную приписку в ПДД внесли в 2003 году, чтобы уж точно ни у кого не было сомнений: если на прилегающей территории, к примеру, столкнулись два автомобиля или сбили пешехода – это не что иное как дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
Но дополнение внесли, на мой взгляд, до такой степени не утруждаясь в точности формулировки, что пришлось вмешаться Верховному суду РФ. Цитата была приведена выше.
Но и это еще не всё. Составители ПДД сказали: «Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с ПДД». То есть применимы абсолютно все положения ПДД. Без исключений.
Приведу только один пример. Согласно ПДД пешеходы должны передвигаться только по тротуарам, пешеходным, велопешеходным дорожкам, а если это невозможно – по обочине или краю проезжей части.
Это что же получается: чтобы мне расплатиться за топливо на АЗС, я не могу идти к кассе по территории АЗС, ведь это проезжая часть дороги в пределах прилегающей территории, а не тротуар и не пешеходная дорожка? И пешеходного перехода нет. Мне нужно как-то переместиться к самой границе АЗС (это будет край проезжей части) и перемещаться только там?
Абсурд. И это лишь один простой пример того, что далеко не все положения ПДД применимы при движении по дорогам в пределах прилегающих территорий.
Какие же положения ПДД применимы в этой ситуации?
Это и должны были уточнить составители ПДД в определении прилегающей территории примерно так: «Движение по дорогам в пределах прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и с учетом установленных ими особенностей движения по таким дорогам».
А особенности эти установить в специальном разделе ПДД «Движение по дорогам в пределах прилегающих территорий», по аналогии с разделами ПДД 16 «Движения по автомагистралям", 17 «Движение в жилых зонах».
В настоящее время такого раздела и таких особенностей в ПДД нет. И пока их нет, неправы, например, те, кто считает, что максимальная скорость движения по любой прилегающей территории – 20 км/ч. Не по любой – только в жилых зонах и на дворовых территориях, потому что для них это прямо прописали в ПДД. Если же речь идет, например, про парковку возле какого-нибудь торгово-развлекательного центра в населенном пункте, то там можно и 60 км/ч. Иное Правилами пока не установлено, хотя очевидно, что движение с такой скоростью по парковке никак не может быть безопасным.
Однако особенности движения по дорогам в пределах прилегающих территорий, которые следовало бы отразить в специальном разделе ПДД, – это уже другая история, о которой поговорим в одной из следующих публикаций.
Читайте мои публикации на тему ПДД на канале Яндекс. Дзен «Проезд по ПДД Оренбург».
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо!
А вот интересный момент: "«Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения." А пашня - это и не полоса, а поверхность, но не искусственная. И по ней ездят трактора и машины
Почему же "пашня - не полоса"? Это именно полоса земли, и если она хотя бы приспоблена для движения транспортных средств, то это уже дорога. Что означает "приспособлена", нигде не разъясняется, из чего можно сделать простой вывод: если по этой полосе земли может проехать (или, как я говорю, хочет проехать) транспортное средство - это уже дорога из буквальной трактовки законодательства. Понятие "дорога", как я написал в комментарии выше, - очень широкое. На моей практике был случай: автомобиль двигался по полю, улетел в овраг. Водитель, выбравшись из автомобиля, вызвал кого-то на помощь и уехал с места происшествия. Получил наказание в виде лишения права управления ТС за оставление места ДТП. Отсюда снова вывод: даже полоса земли в чистом поле может являться дорогой. Хорошо или плохо такое широкое понимание термина "дорога" - это уже другой вопрос. Мое мнение: данное понятие надо в корне переработать и конкретизировать.
Имелось в виду только использование тривиальных терминов. В словарях обычно под полосой понимается "длинный и узкий участок на поверхности или в пространстве, выделяющийся чем-либо от окружающих". Пашня, конечно, может быть длинной и узкой, но это частный случай. В основном, края пашни примерно равновелики, поэтому она скорее поверхность, а не полоса (в обыденном смысле). Но почему-то к поверхности формально применяют только "искусственность сооружения" (как для заасфальтированной площади). Полоса земли в чистом поле (если абсолютно нет никакого намека на колею) вряд ли может являться дорогой, потому что в любой точке "чистого поля" таких дорог пересекается теоретически бесконечное число, а для ГИБДД это = кипение мозга.
Поэтому Вы абсолютно правы, что данное понятие надо в корне переработать и конкретизировать.
а если дорога вдоль дома не внесена в паспорт автомобильных дорог, если в ответе из Департамента автодорог указано " проезжая часть в доль дома отсутствует", но по ней ездят машины, которые объезжают пробки магистралей, то как тут быть? это дорога или не дорога? что на этот счет говорит ВС?
Не барское это дело такие вопросы решать. У них сейчас более глобальные проблемы по принятию новых штрафов.
То, что написал Департамент в своём письме, не означает, что это истина в последней инстанции. Там ведь работают обычные люди, которые (как и в ГИБДД, кстати) далеко не всегда знают и понимают Правила дорожного движения, а рассуждают исходя из собственной логики и жизненного опыта. На обывательском уровне ведь дорогой принято считать только то, что "за пределам двора и только для автомобилей". Не все чиновники в Оренбурге, к примеру, знают, что тротуар согласно ПДД - это часть дороги.
А здесь еще и формальный подход продемонстрировали: "не включена в паспорт - не является дорогой".
Позвольте, но ни в ФЗ "О безопасности дорожного движения", ни в ПДД нет указания, что дорогой является только то, что внесено в паспорт. В ФЗ и ПДД определение "дорога" по своему смыслу достаточно широкое. На занятиях в автошколе я обычно говорю курсантам так: согласно российскому законодательству дорога - это то место, где мы хотим проехать.
А еще в примере, который Вы привели, можно задать простой вопрос: если, не дай бог, на этой "не-дороге" вдоль дома собьют пешехода, то какая и спецслужб приедет на это происшествие, чтобы провести разбирательство? Ну конечно это будет экипаж ДПС. А раз так, то это ДТП, которое согласно ФЗ и ПДД имеет место только на дороге. Поэтому советую не слишком верить ответу Департамента.