Украли деньги со счета? ЦБ РФ предлагает банки обязать выплачивать компенсации пострадавшим клиентам
Краткое содержание :
Центральный банк России предложил ввести в РФ обязательную денежную компенсацию (сумму), которую банки должны возвращать своим клиентам, ставшим жертвами мошенников. О такой новости написали авторитетный РБК и иные СМИ со ссылками на материалы ЦБ РФ.
Хотелось бы отметить, что, по официальной статистике, только за третий квартал нынешнего года мошенники увели со счетов клиентов банка путем различных несанкционированных денежных махинаций примерно 3 с половиной миллиарда рублей, а банки вернули своим клиентам только мизерные проценты похищенных денежных средств, то есть примерно меньше 250 миллионов рублей.
Что предлагается?
ЦБ РФ предлагает три важных изменения, которые планируется внести в федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
1. ЦБ РФ предлагает ввести поправки об упрощенном порядке возврата денежных средств гражданам РФ, пострадавшим от мошенников, в размере, который определит сам главный банк страны – ЦБ РФ (регулятор). Для этого клиент банка обязан сообщить об инциденте мошенничества не позднее следующего дня после получения уведомления от банка о проведенной операции или транзакции (то есть ВАМ ПРИШЛА непонятная для ВАС СМСка О СПИСАНИИ).
Эта сумма, как считает ЦБ РФ, будет посчитана исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80–90 процентах всех случаев социальной инженерии.
При этом, как считает ЦБ РФ, если у вашего банка низкий уровень антифрода или русским языком – низкий уровень механизма по предотвращению хищений, то банку в таком случае придется вернуть своему клиенту всю похищенную денежную сумму.
К низкому уровню механизма будут относиться случаи, когда банк не может выявить операцию, совершенную без согласия клиента.
Пока нам не ясно, как на процедуре возврата денежных средств отразится поведение самого клиента банка, когда он под влиянием мошенников сам переводит им средства. В законодательстве РФ указано, что банк обязан возвращать денежные средства только в том случае, когда денежные средства украдены не по вине клиента!
2. ЦБ РФ в связи с проектом-предложением предлагает дать банку право списывать денежные средства по операциям по истечении 1–2 рабочих дней, даже несмотря на согласие клиента, а обязанность проверять операции на признак мошенничества возложить не только на банк клиента, переводящего деньги, но и на банк, где обслуживается получатель средств.
То есть вы совершили покупку, а пару дней или иное время деньги просто "заморожены" (проверяется возможность незаконной операции не только вашим банком, но и банком – получателем средств).
3. Особенно важной я считаю третье предложение ЦБ РФ. Он предлагает дать банкам право блокировать на пять рабочих дней все расходные операции по счету получателя средств, информация о котором содержится в базе данных (ее ведет сам регулятор Центральный банк РФ), в случаях и при попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента. Именно этот срок необходим потерпевшему и правоохранительным органам для обращения в суд, чтобы получить разрешение на арест денежных средств и получение решения суда о возврате денег.
Блокировать операции банки смогут только на основании сведений о возбуждении уголовных дел.
Мнение юриста
В настоящее время законопроект пока не подготовлен, но Центральный банк РФ уже разослал предложение банкам в РФ для выработки замечаний или уточнений.
Я считаю, что в целом будущий законопроект будет позитивной тенденцией в банковской отрасли для клиентов банков, для самих же банков это будет лишняя «забота». Банки и так нехотя разбирают случаи хищения средств с карт своих клиентов, «впихивая» только свои или партнерские страховые продукты. Надеюсь, что с принятием поправок удастся привлечь банки к более активному расследованию случаев мошенничества с банковских карт своих клиентов, а сами клиенты банка будут больше доверять банковской системе РФ.
А вы как считаете, принятие поправок улучшит жизнь граждан-клиентов банков?
Источник
Благодарю вас за прочтение!
Статья была вам полезной?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: