Предрейсовые мед и тех осмотры. Актуально о привычном.
Краткое содержание :
- О медицинских осмотрах работников-водителей и технических осмотрах транспортных средств (ТС) предприятий вроде бы все давно понятно. Устоялось. Но появились новые вводные.
- Следовательно этот самый технический контроль, причем предрейсовый, проводить получается надо, но вот порядок его проведения теперь не определен.
- Обсуждение
О медицинских осмотрах работников-водителей и технических осмотрах транспортных средств (ТС) предприятий вроде бы все давно понятно. Устоялось. Но появились новые вводные.
Согласно части 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
В силу части 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции от 29.11.2021 года) статьей 20 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе обязаны:
- -организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- -организовывать в соответствии с требованиями названного закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- -обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
- -- организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 все того же Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в отношении лиц, принятых на работу водителями предприятиями-работодателями проводятся в том числе:
- -Обязательные периодические медицинские осмотры (проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства);
- -Обязательные предрейсовые медицинские осмотры (проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб); - Обязательные послерейсовые медицинские осмотры (проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов).
В силу статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» и городского наземного электрического транспорта» (в редакции 02.07.2021 г.) путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Статьей 6 указанного федерального закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается. При этом обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом вышеупомянутые нормы права указывают:
- 1. Обязательно осуществлять технический контроль транспортных средств, принадлежащих предприятию.
- 2. Обязательно проводить предрейсовые и послерейсовые осмотры работников — водителей данных предприятий.
- 3.Обязательно заполнять путевые листы для таких работников.
При этом то, как проводится технический контроль и заполняются путевые листы определяет Министерство транспорта РФ (Минтранс), а то как проводятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры работников — водителей, определяет Министерство здравоохранения РФ (Минздрав).
Как проводятся медосмотры определено Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835 н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".
Порядок заполнения путевых листов определен Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2020 N 60678).
И с указанными двумя моментами все понятно: 1)надо проводить медосмотры, 2) надо заполнять путевые листы в определенном порядке и они (путевые листы) должны быть определенного содержания.
С техническим контролем на настоящий момент не так все ясно. Ранее, вплоть до сентября 2021 года в полной своей мере действовал Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" .
Данным приказом было определено, что необходимо проходить предрейсовые техосмотры всем ТС, принадлежащим любым предприятиям, любой формы собственности.
Однако, в настоящее время данный приказ то ли не действует, совсем, то ли действует частично.
С 1 сентября 2021 года вступил в силу другой приказ Минтранса РФ, устанавливающий иной порядок прохождения технических осмотров для перевозчиков грузов и пассажиров: Приказ Минтранса России от 30.04.2021 N 145 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2021 N 63707).
В самих Правилах, утвержденных этим приказом прямо установлено, что они распространяется на:
- -юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
- -юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
- -физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.
Таким образом, действие данных правил распространяется действительно на перевозчиков (как коммерческих, так и некоммерческих), т. е. К обычным предприятиям не осуществляющим перевозку пассажиров и грузов в качестве вида деятельности или для собственных нужд, но автобусами или грузовиками, они не относятся.
При этом, вышеупомянутым Приказе Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" установлены обязательные реквизиты путевого листа и п.п. 4) пункта 4 этих реквизитов указывает, что путевой лист должен содержать:
-дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Законодательством РФ в настоящее время (ст. 20 «О безопасности дорожного движения» - в редакции от 29.11.2021 года), как уже указано выше установлено, что все организации, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе обязаны:
-организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Следовательно этот самый технический контроль, причем предрейсовый, проводить получается надо, но вот порядок его проведения теперь не определен.
САМОЕ ВАЖНОЕ:
Существует судебная практика, полностью сложившаяся, следующего порядка:
- 1.Любые работники (даже если они не устроены водителями), управляющие ТС предприятий являются водителями или лицами, к ним приравненными. Из чего следует необходимость проведения для них для всех медосмотров всех видов (в том числе предрейсовых и послерейсовых).
- 2.Любые предприятия, имеющие ТС должны проводить технический контроль этих ТС в том числе в виде предрейсовых техосомтров.
- 3.Результаты мед и тех осмотров заносятся в путевые листы, которые также обязательны для предприятий, имеющих ТС.
Эта практика сложилась до издания вышеуказанного нового Приказа Минтранса РФ от 30.04.2021 N 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности...».
Действовавшие ранее Правила не являлись основным законодательным актом, определяющим обязательность предрейсовых техосмотров и прямо никем не отменены.
В остальных законодательных актах никаких изменений по поводу обязанности проводить технический и именно предрейсвый контроль не внесено.
Из чего можно сделать вывод, что в судах в отношении этого вопроса пока ничего не измениться, а может не измениться и вообще в обозримом будущем.
Следовательно за отсутствие путевых листов, либо отсутствие в этих путевых листах каких либо обязательных реквизитов (о прохождении медицинского или техосмотра) будут пока штрафовать:
-по ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ (Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации) — до 130 000 руб.,
-по частям 2 и 3 ст. 12.31.1. КоАП РФ (Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом) — до 30 000 руб.
В качестве иллюстрации можно предложить два постановления Верховного суда РФ — нашей высшей судебной инстанции: Постановление ВС РФ от 19 декабря 2016 года по делу 18-АД 16-173 и Постановление ВС РФ 13 сентября 2018 года по делу 31-АД 18-14.
В обоих постановлениях логика именно такая, как приведена выше, исключая нового Приказа Минтранса РФ.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: