![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/25/60x60/17bf02afa642156d31664e164395a9ad.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/21/60x60/9b7b0bc42340f1d4aac8f71349b9a03e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/22/60x60/a329088ed9ac8f3f3967caf3330d8e52.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202205/03/60x60/9356b2eeb5f5f8e2718c671ff8a214e1.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202303/16/60x60/1853ebcad5a61b5e42f951ab711bdfbc.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/06/60x60/871206ef6653c01b5b0c753454f69916.webp)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/10/60x60/9f1e5ff8fbcb98c5369e083ea62f4a09.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202304/04/60x60/e23a750457a72a94ece6373a49c6b472.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/28/60x60/55fe32b11fb4d215fde08f2e1fc4f352.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202404/26/60x60/e167ad0ced6a501479690d6c4a234e35.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/28/60x60/97589dc966589de4168dca60ab145f7d.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202402/08/60x60/522c0c5b890e1ef7eada08d8f8efeaa4.jpg)
Краткое содержание :
Осмысление многомерности бытийных пространств, в которых осознанно или неосознанно пребывает человек [1], [2] позволяет проследить сложнокомбинированные онтологические динамики и их результирующие [3] в жизни как отдельного человека, так и человеческого общества [4]. Однако сотериологический контекст предполагает не только познание и осмысление онтологической многомерности человека, но и его соучастие в духовном преображении множественных бытийных слоев [5], [6].
Осмысление бытия в сотериологическом контексте строится на ряде личных трансцендентных переживаний и осознаний, т. е. онтологической основой является ряд личных трансцендентных бытийных опытов, соотнесенный с корпусом святоотеческой аскетической традиции. В трансцендентных бытийных касаниях Бог одновременно предстает как: 1) тончайшая, глубокая Любовь; 2) Предел Истины - Солнце Правды; 3) тончайшая духовная радость; 4) онтологическая глубина смыслов; 5) Господь Христос; 6. Отец Небесный; 7) Источник Чистого Бытия в его первозданной интенсивности. Онтологическая осознанность позволяет расширить имеющийся онтологический репертуар человека, т. е. свободу его экзистенциализации через осознание различных слоев бытия личности. Затем становится возможным сотериологическое освоение различных бытийных слоев [7], [8], [9]. Под духовной трансформацией понимается синергийное действие в различных слоях бытия нетварных энергий Святого Духа и человеческих сил [10]. Онтологическая осознанность - возможность воспринимать и наблюдать те или иные бытийные пространства. С позиции сотериологии свойства бытийных пространств характеризуются духовной восприимчивостью, которая выражает их способности к трансформации. Существуют инструменты, помогающие усилить духовную восприимчивость тех или иных бытийных пространств. Такие способы содержаться в аскетической традиции [11]. Они могут широко применяться в сотериологических целях в конкретной практике, создавая благоприятные условия для осуществления духовной трансформации на различных бытийных уровнях.
Выражение духовной трансформации в социальной среде связано с бытийными слоями, на которых осуществляется взаимодействие между людьми и группами в обществе. Духовная трансформация слоев бытия людей, на уровне которых осуществляется взаимодействие в обществе, соответственно изменяет и социальные динамики.
Духовные символы - феномены действительности, позволяющие в материи открыть действие Духа [12], [13], [14]. Онтологические возможности духовных символов могут быть основой создания сотериологических кластеров, примерами которых являлись средневековые монастыри и университеты [15]. Техническая реальность, довлеющая над человечеством уже несколько веков, можно осмыслить как пространство бытия технической культуры [16]. Данный бытийный слой детерминирован как особенностями бытия человека, так и социальными процессами. Взаимодействие человека со слоем бытия техники меняет онтологические характеристики обоих субъектов взаимодействия. Сменяют друг друга фазы увеличения и снижения онтологической чувствительности, расширения и сужения осознаваемых бытийных границ. А это в свою очередь, касаясь сотериологического контекста, влияет на возможности духовной трансформации различных бытийных слоев.
Феномен онтологической недостаточности и недоопределенности бытия [17], а также возможности ее коррекции через соприкосновение с трансценденций[18] выражает онтологическое осуществление сотериологических смыслов и целей. Давление онтологического страха небытия или танатофобии как-бы парадоксально рождает увеличение онтологической недостаточности. В отличии от биологических механизмов выживания, наоборот включающих резервные ресурсы и формы адаптации организма [19]. Влияние страха смерти на объем внимания [20], [21] выражает усиление онтологической недостаточности через танатофобию. Отсюда вытекает необходимость соответствующей коррекции в том числе и в сотериологическом контексте.
Желание, как движущая сила внешнего бытия человека [22], модулированное страхом смерти, онтологической недостаточностью основного инстинкта, порождает общество потребления, имеющее особые онтологические характеристики. В частности экономических отношений и господствующего экономизма [23]. Протекание бытия имеет свою циклическую периодичность (образ Хроноса) и особую ритмичность или пульсацию (образ вдоха и выдоха) [24]. Познание циклического ритмичного бытия предполагает расширение онтологической осознанности и позволяет более эффективно осуществлять раскрытие сотериологических целей действуя в едином онтологическом темпе как различных слоев бытия, так и их результирующих (на уровнях человека, групп, общества).
Осмысление бытийного пространства в форме онтологической сотериологической игры [25], [26], в евангельском контексте «Будьте как дети» и соответствующих способов действия порождают особые формы сознания, способные через соприкосновение с трансцендентным снизить онтологическую недостаточность и, соответственно, повысить онтологическую интенсивность в контексте сотериологии. В отношении человека сотериологический контекст состоит в открытии-инициации Божьего бытия и онтологического соединения с Ним максимально большим числом многомерных бытийных составов. Другими словами раскрытие евагельской динамики предельного бытийного соединения Бога и человека в бытийном раскрытии, соединении и углублении.
Список литературы:
Хмелевская Э.В. Проблема многомерности человека: философский анализ // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії: Збірник наукових праць / Гол. ред. В.Г. Воронкова. - Вип. 35. - Запоріжжя: Вид-во ЗДІА, 2008. - 243 с.
Курбанов М.Г. К многомерности человека // Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (21): в 3-х ч. Ч.I. C. 108-111.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1988. – 415 [1] с.
Иваненко А.И. Динамика духовных сфер // Вестник Омского университета. - Омск, ОмГУ, 2011. №1 (59). - С.32-36.
Преподобный Иустин (Попович) Христианство по учению преподобного Макария Египетского // Реж. доступа: http://www.hesychasm.ru/library/makari/iust_mak.htm.
Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 63, 1 // Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова: В 2 т. Т. 2. М., 1890.
Серафим Саровский, преподобный. О цели жизни нашей христианской. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, I, II. Сергиев Посад, 1914.
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. 2-е, исправленное и переработанное. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013. Ч. 1: Мистическое богословие.
Попов И.В., профессор. Идея обожения в древневосточной Церкви // Попов И.В., профессор. Труды по патрологии: В 2 т. Сергиев Посад, 2004. Т. 1, ч. 1: Святые отцы II–IV вв.
Панайотис Неллас Обожение Основы и перспективы православной антропологии. Москва · «Никея» · 2011.
Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. 722 с.
Захарян Т.Б. Сакральный символ в языке религии. Дис. ... канд. Филос. Наук. Екатеринбург, 2006. - 164 с.
Асламазишвили Д.Н. Роль символа в духовных процессах культурных переходов. Дис. ... канд. Филос. Наук. Красноярск, 2007. - 163 с.
Воронина Н.Н. Экзистенциально-онтологическое осознание символа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки», 2008, №4 (12).-С. 95-99.
Ньюмен Дж. Г. Идея Университета. Дж. Г. Ньюмен; пер. с англ. С.Б. Бенедиктова; под общ. ред. М.А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2006. - 208 с.: ил. - (Universitas).
Алиева О. Онтологія техніки як соціально-філософська проблема. Журнал"Схід" №5 (77) вересень-жовтень. 2006.
Захарова Е.В. Онтологическая недостаточность человека и теория сознания //Вестник ОГУ No7 (126)/июль`2011.
Захарова Е.В. Онтологическая недостаточность: религиозное исцеление. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск 2.
Баканова А.А. Системное описание страха смерти // Культурно историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 13‑23.
Arndt J., Greenberg J., Solomon S., Pyszczynski T., Simon L. Suppression, accessibility of death-related thoughts, and cultural worldview defence: Exploring the psychodynamics of terror management // Journal of Personality and Social Psychology/ 1997. Vol. 73 (1). P. 5-18.
Greenberg J., Pyszczynski T., Solomon S., Simon L., Breus M. Role of consciousness and accessibility of death-related thoughts in mortality salience effects // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol.67. P. 627-637.
Красавин И.В. Желание как способ социального бытия // «Известия Уральского государственного университета». 2007. No 48. Серия 3. Общественные науки. Выпуск 2. С. 216-219.
Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма. // Сочинения. Москва «Раритет». – 1995.
Думинская М.В. Онтологические аспекты экзистенциального свершения личности: монография. –Томск: STT, 2013. – 152 с.
Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.
Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово. “Алеф”. 1992.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Спасский И.Д. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ СОТЕРИОЛОГИИ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XI-XII междунар. Науч.-практ. Конф. № 6-7 (8). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 51-55.
https://sibac.info/conf/sociology/xi/112963
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты