E-Lerning как эффективная форма учебного процесса при использовании проектной технологии обучния в ВУЗе

В условиях стремительно растущих требований к профессиональным компетенциям молодых специалистов в современной научной, производственной и других сферах человеческой деятельности, целесообразно внедрение проектных технологий в процесс подготовки бакалавров высших учебных заведений.
Теоретическая разработка учебных программ и практическое применение проектного обучения могут иметь различные направления и формы работы (индивидуальные, групповые), а также сочетать в себе узкоспециализированные и интегрированные научно-исследовательские работы студентов (НИРС).
Форма организации учебного процесса может быть традиционной при проведении НИРС, имеющих единое специализированное направление, но представляет затруднения в работе над интегрированными проектами, в которых принимают участие студенты различных двух и более специальностей [1, с. 137; 2, с. 12]. В этом случае наиболее удобной и эффективной является такая инновационная форма организации занятий как «е-Learning».
В общеобразовательной системе Республики Казахстан в настоящее время реализуется масштабный государственный проект «Система электронного обучения «e-Leaning» в рамках Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [3; 4].
Основной целью проекта является «обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям». Задачей вузов в данном контексте является многоплановая подготовка специалиста, владеющего, помимо предметных знаний, дополнительными компетенциями. К ним относится, в частности, способность к самоорганизованному и саморегулируемому обучению, а также к социальному взаимодействию с применением современных ИКТ [5, с. 14].
Цели внедрения проектных технологий обучения бакалавров в Казахско-Русском Международном университете полностью соответствуют главным направлениям Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. В рамках работы некоторых интегрированных научных исследований студентов кафедры «Технические и естественно-научные дисциплины» (таблица 1) руководителями проектов успешно используется форма организации занятий по системе «e-Leaning».
Таблица 1.
Использование e-Leaning в проектах НИРС, КРМУ, кафедра «ТиЕНД», 2017-2018 учебный год
Тема проекта
Направление работы проекта
Цели и задачи проекта
Охватываемые специальности – количество студентов
Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни.
Проект освещает раздел математики – «Теория игр», в котором исследуются и вырабатываются оптимальные правила (стратегии) поведения для каждого из участников
конфликтной ситуации.
Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по вопросам принятия решений в конфликтных ситуациях, исследовательских умений, способности стратегически мыслить, разработка обоснованных рекомендаций по принятию оптимальных стратегий с помощью математического аппарата.
Финансы/5;
Менеджмент/5;
Дизайн/2;
Психология/1;
Социальная педагогика и самопознание/1
Вода – источник жизни.
Проект освещает проблемы качества бутилированной питьевой воды города Актобе, различные направления исследований студентов по определению качества питьевой воды и критериям качества питьевой воды в Европейских и Международных стандартах.
Проведение маркетинговых исследований рынка бутилированной вода города Актобе, формирование навыков и умений проведения испытаний питьевой воды по физико-химическим показателям, формирование навыков работы с нормативно - технической документацией, исследование различных подходов к качеству воды в международных стандартах, изучение методов очистки воды.
Химическая технология неорганических веществ/3;
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды/5;
Автоматизация и управление/3
Чрезвычайные ситуации: правила поведения при ЧС, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим
Освещение проблемы информационной и моральной подготовленности людей для оптимальных действий в условиях чрезвычайных ситуаций, а также оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
Создание комплекса учебно-развивающей продукции, направленной на обучение и закрепление знаний основных правил поведения при чрезвычайных ситуациях, формирование умений в случае возникшей необходимости оказать первую помощь пострадавшему человеку.
Графический дизайн/4;
Вычислительная техника и программное обеспечение/2;
Юриспруденция/2;
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды/2;
Строительство/1; Психология/ 1.
Аквакультурное производство Clarias gariepinus и Мacrobrachium rosenbergii
в установках замкнутого водоснабжения
Разработка обоснования для полноцикличного аквакультурного производства африканского клариевого сома и гигантской пресноводной креветки, являющихся ценными объектами пищевой продукции, имеющими значительную рыночную стоимость.
Запуск в работу полноцикличного производства гигантской пресноводной креветки и африканского клариевого сома в условиях УЗВ
Графический дизайн/6;
Вычислительная техника и программное обеспечение/2;
Строительство/2;
Автоматизация и управление/1.
Использование формы «е-Learning» при выполнении проектов НИРС обеспечивает повышение качества обучения в связи с использованием возможностей современных средств связи и цифровых технологий, новых инструментов, обеспечивающих доступность образовательного процесса.
Преимущества формы «е-Learning» при взаимодействии преподавателя и обучающихся [5, с. 22]:
-коммуникация и обмен информацией на расстоянии;
-учет индивидуальных когнитивных наклонностей пользователя (персонализация);
-интерактивность;
-мобильность;
-виртуальное сотрудничество.
Полученный опыт в проведении занятий по форме «e-Leaning» показал, что такая система позволяет одновременно вовлекать в работу всех обучающихся, предоставлять возможность участникам проекта не только размещать в общем доступе результаты своих наработок, но и участвовать в их обсуждении в любое время. В целом применение e-Leaning обеспечивает всестороннюю задействованность студентов в учебном процессе на 100 %.
Использование e-Leaning как основной формы организации занятий по проектной технологии, направленной на формирование профессиональных и личностных компетенций, является актуальным и эффективным средством обучения бакалавров в высшем учебном заведении.
Список литературы:
Гришаева О.В. Образовательное проектирование как метод обучения в высшем учебном заведении // Материалы международной научно-практической конференции «VIII Торайгыровские чтения», посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2016. – Т. 1. – С. 135-139.
Гришаева О.В. О мотивации студентов в проектном обучении в вузе // Сolloquium-journal (Warszawa, Polska). - №1. – 2017. – С. 12-14.
E-Learning. – URL: https://e.edu.kz/ru/teacher.html (дата обращения 21.10.2017 г.)
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы // Adilet. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000893#z0 (дата обращения 21.10.2017 г.)
Электронное обучение: руководство по применению и внедрению в вузе/ Под ред. О. Зубиковой, Г. Исмуратовой, О. Куфлей, Н. Суеркуловой, И. Ястребовой. – Костанай: ТОО «Центрум», 2016. – 147 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Калиева К.Б., Гришаева О.В., Иваницкая Н.В. E-LEARNING КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. IV междунар. Науч.-практ. Конф. № 4 (3). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 18-23.
Источник
https://sibac.info/conf/pedagogy/iv/85194
Понравилась моя тема
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо большое за материал. Слежу за Вашими публикациями. Всегда нахожу много интересного и полезного в свете собственного мнения. Успеха Вам и всего доброго.
Спасибо большое Вам за интересный материал,всегда с интересном читают ваши статьи, дай Бог нам всем сил и терпения в наше не простое время, будьте здоровы и счастливы! С наступающим Новым годом всех!!! 🎄 🎄 🎄
Использование e-Leaning как основной формы организации занятий по проектной технологии, направленной на формирование профессиональных и личностных компетенций, является актуальным и эффективным средством обучения бакалавров в высшем учебном заведении.