Об эмпатии, толерантности и книгах
Краткое содержание :
https://www.socialjusticesolutions.org/wp-content/uploads/2014/05/diversekids1.jpg
Ненасильственное общение
В одной из предыдущих публикаций я написала о книге Маршалла Розенберг «Ненасильственное общение» и высказала свое мнение, что для развития навыка ненасильственного общения важно быть не только быть эмпатом, но и быть толерантным.
Именно мое суждение о толерантности вызвало больше всего обсуждений в комментариях к той публикации.Подробнее ➤
Поэтому сегодня решила больше написать об эмпатии и толерантности.
Толерантность, на мой взгляд, очень важное качество, которое следует развивать у себя и своих детей. Навязывание своих принципов, веры, правды, установок своим детям - вот ошибка многих родителей, школьных учителей.
Недавно услышала от психотерапевта, что эмпатия «доступна» только для 10% людей, остальным она чужда и развить ее с помощью каких либо техник нельзя.
Почему развивать нужно толерантность, а не эмпатию?
Эмпатия - способность человека осознано сопереживать эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание, сопереживание.
Сопереживание, сострадание – это принятие чувств другого человека так, если бы они были собственными.
Эмпатия - это не простой набор действий, которые нужно выполнить: найти общий язык, договориться, понять другого человека, и выразить сочувствие.
Эмпатия - выражается в искреннем желании понять чувства другого человека, сопереживать не оценивая, принимать человека таким, какой он есть, учитывая, что каждый человек индивидуален.
Чувства человека вызывают определенные эмоции. Но в наше время не все люди умеют выражать собственные эмоции и чувства, нас с детства учили «не плачь», «не злись»… и человек прячет свои чувства и эмоции за масками. Со временем человек перестает понимать свои чувства и не может описать свои чувства словами. Если человек не может понять свои чувства, навряд ли он будет способен понять чувства и эмоции другого человека.
Сопереживать, не оценивая человека, нас тоже не учили. Скорее напротив нас учили оценивать людей, события «не играй с Мишей, он плохой мальчик», нас очень хорошо научили разделять «плохое» от «хорошего», обвинять других людей и перекладывать ответственность на других. Поэтому мы привыкли вешать ярлыки на людей: плохой, хороший, умный, дурак. И как правило даже от близких людей можно услышать «ты не правильно поступил, сам виноват» или «ничего страшного, ты переживешь». Вот так люди, не обладающие эмпатией, нас оценивают и обесценивают наши чувства и эмоции, даже не замечая этого.
Принять другого человека таким, какой он есть, без попыток переделать и перевоспитать опять-таки могут единицы. Мы привыкли, что воспитывали нас, мы воспитываем детей, некоторые даже пытаются перевоспитать своего супруга.
Не принято учить детей тому, что у каждого человека — своя правда, свои взгляды, представления, убеждения, правила, образ жизни, и уважительному отношению к этим различиям. Вы не обязаны разделять мировоззрение другого человека, просто признавайте тот факт, что все люди уникальны.
Принять другого человека – это значит принимать его «инаковость», признать его право на собственное мнение, собственные взгляды, его привычки и характер, без попыток перевоспитания или навязывания своих убеждений.
Толерантность
Я уверена, что принятие другого человека не возможно без развития толерантности. Толерантность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») — заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Толерантные люди, не осуждают других людей за их иные взгляды, не пытаются навязать кому-то свою точку зрения, перевоспитывать и навязывать другим свои правила и убеждения.
На мой взгляд, развивать нужно толерантность, поскольку это можно сделать на уровне разума. Согласитесь, у родителей очень хорошо получается учить детей тому, что надо/не надо делать, поверьте научить детей уважать чужое мнение и взгляды не тяжелее чем научить ребенка убирать за собой игрушки. А когда у ребенка возникнет уважение к чужому мнению, взглядам (с учетом того, что в эмоциональном плане у ребенка тоже все хорошо), на уровне души и чувствования будет развиваться эмпатия.
Проявление толерантности не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям. Для таких людей, которые меняют свои убеждения в зависимости от обстановки то же есть определение.
События, которые сейчас происходят в России, как лакмусовая бумажка, показывают нам, что в большинстве своем у людей отсутствует толерантность. Я замечаю, что люди не способные понимать право других людей на их собственный выбор: убеждений, взглядов, сексуальной ориентации и т.д. очень нетерпимые, жестокие, фанатичные, агрессивные.
Я уверена, что пока люди пребывает в состоянии неприятия других мировоззрений не стоит ждать улучшений в ситуации в обществе. Чтобы изменился Мир, надо начинать с работы над собой, над своими убеждениями и взглядами. Воспитывать в себе добрые чувства, духовность, проявлять человечность по отношению к окружающим, прививать эти качества своим детям.
О книгах
Самый лучший способ развить в себе толерантность - читать художественные книги или мемуары или смотреть психологические фильмы. Согласитесь, психически здоровый человек в ходе просмотра фильма или чтения книги не будет спорить с героями, пытаться переделать сюжет произведения. А потом постарайтесь также смотреть на происходящее вокруг, просто наблюдать, зная, что изменить других вам не под силу. Это не значит, что нужно терпеть какие-то моменты, к примеру, если вы оказались случайно в одном пространстве с хамом, то пытаться до него донести идею о том, что это «плохо» не стоит, просто отойдите на безопасное расстояние. Если не нравится ваше окружение– ищите другое, расстаньтесь со знакомыми, друзьями идеи которых вызывают у вас неприятие, найдите людей, которые разделяют ваше мировоззрение. Это как закрыть не понравившуюся книгу или переключить фильм и выбрать другое произведение.
Поговорка «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», это как раз о том, что друзей мы выбираем сами, поэтому очень многое можно сказать о человеке, его устремлениях, моральных качествах, принципах, если знать, с кем он дружит.
Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова на мой взгляд вполне подходящий «тренажёр» для прокачки толерантности. Буду рада, если кто-нибудь в комментариях поделиться хорошими книгами психологов про эмпатию и толерантность.
Всем добра, любви и взаимопонимания!