![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/02/60x60/551c2a4381d6d67b2945fab12fc3782e.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/01/60x60/962d36ed4ec92243966214a931645bb0.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201708/30/60x60/338600.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202103/22/60x60/b46e8694d28dd14bdaa211420d8ef86d.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/02/60x60/551c2a4381d6d67b2945fab12fc3782e.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202304/04/60x60/e23a750457a72a94ece6373a49c6b472.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/22/60x60/1896a2761beb0bc79a687f50aff6bc8e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/11/60x60/e6fce3b86538f6fc984904f8e819dd67.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/13/60x60/966d92f2b8caaec3ba1445bbf9a90f5e.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/21/60x60/41847939072685762e7e92df43749f98.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202109/22/60x60/7d5db2466643c24a4d006c96ad230e51.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202005/03/60x60/3c4fc768bd55a20a437cad1dd2f4ebbd.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202206/03/60x60/4fb007c9ee88f8f85f371166694d5ef2.png)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Д.png)
Краткое содержание :
Влияние системы государственных закупок на экономику России невозможно переоценить, в этой сфере обращаются ресурсы, приблизительно равные трети ВВП страны. Государственные закупки непосредственно влияют на экономический рост страны, развитие технологий, формирование конкурентной среды. Есть и негативное влияние государственных закупок коррупция в этой сфере оказывает разрушительное влияние на экономику страны. Разработка алгоритмов анализа, в частности, анализа поставщиков, безусловно, важна, поскольку позволяет повысить прозрачность и контролируемость системы.
Целью исследования явилась разработка методики анализа поставщиков, основанной на гарвардской парадигме отраслевого анализа, и использующей данные из Информационного ресурса Спарк-Интерфакс. Методика была апробирована на примере организаций, осуществляющих предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа. Гипотеза, которая тестировалась в рамках исследования – система государственных закупок эффективна, и поставщики, работающие в системе государственных закупок, эффективнее в сравнении с типичными организациями отрасли. То есть эффективная система государственных закупок выбирает в качестве поставщиков лучшие компании отрасли.
Информация для анализа включает данные о 2 796 организациях, выбранных по виду деятельности – предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа. По этим организациям из информационного ресурса выгружены ключевые характеристики, в том числе данные финансовой отчетности по активам, пассивам, финансовым результатам, денежным потокам за период 2014-2018 г. Далее из этой совокупности организаций выбраны 663 поставщика, работающих по 44-ФЗ [2] и 223-ФЗ [3].
По этим двум группам организаций на первом этапе оценены характеристики, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Ключевые характеристики всех организаций отрасли и поставщиков
Показатель
Все организации отрасли
Поставщики
Доля крупных организаций, %
4,08
13,88
Доля средних организаций, %
3,11
8,45
Доля малых предприятий, %
10,05
27,75
Доля организаций сроком существования до года, %
9,66
0,90
Доля организаций от года до пяти лет, %
29,08
17,04
Доля организаций от пяти до десяти лет, %
25,29
34,84
Доля организаций с низким индексом осмотрительности (до 10), %
29,15
76,14
Доля организаций с индексом осмотрительности от 10 до 20, %
8,33
8,97
Доля организаций с индексом осмотрительности свыше 50, %
32,12
5,62
Результаты расчетов, представленные в таблице, дают основания для выводов об эффективном отборе поставщиков в системе государственных закупок, поскольку в составе поставщиков больше представителей крупного, среднего и малого бизнеса и меньше доля микропредприятий. По возрастным характеристикам также система характеризуется эффективным отбором: доля более зрелых организаций в составе поставщиков заметно выше, чем по отрасли.
Еще более существенны отличия по индексу должной осмотрительности: подавляющая доля поставщиков (76,14%) характеризуются низким риском. Однако нельзя не заметить, что 5,62% участников государственных закупок имеют явные признаки организаций-однодневок.
Следует отметить, что предмет поставки не вполне соответствует основному виду деятельности поставщиков (предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа), так, только у 38,01% организаций предмет поставки – услуги, связанные с добычей нефти и газа, другой значимый предмет поставки – машины и оборудование.
Для сравнительного анализа поведения организаций в рамках операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, рассчитаны показатели по всем организациям отрасли и отдельно по поставщикам за период 2014-2018 г., в таблице 2 представлены медианные значения показателей за 2018 г.
Таблица 2
Индикаторы поведения всех организаций отрасли и поставщиков (медианные значения показателей)
Показатель
Все организации
отрасли
Поставщики
Чистая денежная рентабельность продаж, %
3,37
2,92
Отдача от инвестированного капитала
2,16
1,76
Производительность труда, тыс. руб./ чел.
2 984
3 140
Доля убыточных организаций, %
15,59
17,95
Доля компаний с отрицательным собственным капиталом, %
11,09
10,26
Инвестиционная активность (Capex/Выручка), %
4,13
3,95
Инвестиционная активность (Capex/Чистая прибыль), %
46,48
47,02
Отношение заемного капитала к инвестированному, %
69,49
55,34
Коэффициент дивидендных выплат, %
56,82
51,69
Доля компаний-плательщиков дивидендов, %
4,72
13,73
Доля компаний заемщиков, %
6,94
15,38
Рентабельность собственного капитала, %
25,93
19,20
Рентабельность инвестированного капитала, %
14,35
6,02
Среднегодовые темпы прироста активов, %
8,74
14,56
Среднегодовые темпы прироста выручки, %
4,92
9,23
Среднегодовые темпы прироста чистой прибыли, %
7,83
9,85
Оценивая операционную деятельность, можно сделать вывод о ее невысоком уровне у обеих групп организаций: чистая денежная рентабельность продаж в исследуемом периоде составила приблизительно 3%; доля убыточных организаций в отрасли существенна, при этом у организаций-поставщиков она выше; доля организаций с отрицательным собственным капиталом значительна даже среди поставщиков. Как следует из расчетов, операционная эффективность по показателям рентабельности и отдачи от инвестированного капитала у поставщиков ниже; однако производительность труда у этих организаций заметно выше отраслевой.
Инвестиционная активность анализируемых организаций крайне низкая: инвестируется приблизительно 4% выручки и немного меньше половины чистой прибыли; показатели инвестиционной активности компаний исследуемых групп практически одинаковы, организации-поставщики не отличаются повышенной инвестиционной активностью, как можно было бы ожидать.
Что касается финансовой активности, то заемные средства имели немногие организации из исследуемых групп; при этом доля заемного капитала в инвестируемом у заемщиков преобладает. Поставщики характеризуются меньшей кредитной нагрузкой (55,34% вместо 69,49% по отрасли), хотя более значительная часть организаций-поставщиков привлекает заемный капитал. Это положительно характеризует группу поставщиков, поскольку подтверждает их кредитоспособность.
Оценка эффективности организаций выполнена с помощью расчета рентабельности собственного капитала, которая составила 19,20% у поставщиков и 25,93% в среднем по отрасли, и рентабельности инвестированного капитала, которая также заметно ниже у поставщиков. По данным значениям можно отметить, что поставщики не создают стоимость, в то время организации отрасли успешны в создании стоимости, поскольку рентабельность инвестированного капитала превышает его средневзвешенную стоимость. Обращает внимание относительно высокий темп прироста финансовых показателей у поставщиков, что объясняется влиянием дополнительных контрактов и ресурсов, полученных от государственного сектора.
Подводя итог оценке организаций-поставщиков, следует отметить, что состав поставщиков достаточно разнороден: выручка варьируется от 44 тыс. руб. до 293 млрд руб. в 2018 г., в их составе, как микропредприятия, так и крупный бизнес. Предприятия-поставщики в основном имеют многолетнюю историю, по большей части характеризуются невысоким риском, при этом заметно растут по ключевым финансовым показателям. Что касается их операционной эффективности, то она достаточно низкая, как и инвестиционная, а также финансовая активность.
Таким образом, тестируемая гипотеза об эффективности отбора поставщиков в системе государственных закупок не была подтверждена, поскольку если по отдельным признакам (возраст, размер бизнеса, индекс риска) система государственных закупок отбирает лучшие организации, то по более значимым индикаторам операционной, инвестиционной и финансовой деятельности значения поставщиков не превышают среднеотраслевые показатели, что свидетельствует о необходимости развития аналитики и усиления контроля сферы государственных закупок.
Список литературы:
Информационный ресурс Спарк-Интерфакс. http://www.spark-interfax.ru/
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Исаков Л.С. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ПОСТАВЩИКОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК // Студенческий: электрон. Научн. Журн. 2022. № 1 (171). URL: https://sibac.info/journal/student/171/238375 (дата обращения: 16.01.2022).
https://sibac.info/journal/student/171/238375
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты