Внеплановая проверка: кто виноват и что делать?
Каждое Юридическое лицо сталкивается с ситуацией: работаешь, вроде бы ничего не нарушаешь, а тут раз – и проверка. Как? За что? Ее нет в плановых проверках органах Прокуратуры. Что делать? Внезапность государственных органов застает врасплох.
Но не все так незаконно да и не так уж страшна угроза наказания в виде штрафа, если Юридическое лицо знакомо с Законом 294-ФЗ от 26.12.2008 года, Постановлением Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520 Об осуществлении проверок в 2022 году, О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ 248-ФЗ от 31.07.2020.
Закон 294-ФЗ регулирует взаимоотношения в области организации и осуществления проверок и защиты прав юридических лиц., регулирует порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть указанный нормативный акт определяет степень правомерности тех или иных действий государственных органов при проведении проверки.
Нагрянула проверка. Первый вопрос: на каком основании. И тут указанный Закон относит нас к ст. 10, в которой перечислены законные основания проведения внеплановой проверки. Просмотрели пункты нашли свою ситуацию – удостоверились, что законно. Так какую же форму должен иметь сей факт. Конечно, внеплановая проверка должна проводится в форме документарной проверки и (или) выездной. Для проведение внеплановой проверки необходимо разрешение контрольного органа. Разрешение выдается в форме Распоряжения с указанием номера проверки, сроков проведения проверки и основаниями проведения проверки. За получением Распоряжения проверки следует необходимость предупреждения организации в форме уведомления о проведении проверки. Такое уведомление необходимо вручить лично либо направить по почте не позднее чем за 24 часа до проведения проверки.
То есть отсутствие Распоряжения либо не уведомление лица о поведении внеплановой проверки является первой причиной отмены последующего наказания (привлечение к административной ответственности) в судебном порядке.
Ну хорошо, распоряжение есть, уведомление присутствует, что дальше – сдаваться? Нет, материалы административного дела формируются также наличием следующих документов органа:
-акт проверки. Акт не является нормативным или ненормативным правовым актом, не подлежит оспариваю в судебном порядке. Акт фиксирует само выявленное правонарушение. Таким образом, проверяющие обязаны казать в акте правонарушение, а также способы его фиксации (-фото и-видео съемка). Организация не обязана подписывать сей документ, его проверяющий орган может направить по почте, но также с доказательством направления.
-за актом проверки следует извещение (уведомление) на составлении протокола. Опять же, если проверяющий дает вам его в руки и просит подписать, его также можно не подписывать, а попросить направить почтовым отправлением. Единственное, государственный орган должен рассчитать время составления протокола с учетом его отправления почтой, чтоб у юридического лица была возможность получить извещение и при этом протокол не был составлен в отсутствие не извещённого лица, иначе опять нарушение порядка привлечения к административной ответственности и еще один плюс для отмены наказания в Суде.
-ну допустим, акт получен, извещение получено. Что дальше? Далее следует составление протокола об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ. При составлении протокола обязательно должны быть разъяснены права нарушителю, протокол должен быть составлен не позднее и не ранее срока, указанного в извещении на составление протокола. Протокол составлен и государственный орган снова просит его подписать и уже близок к тому, чтоб привлечь юридическое лицо к ответственности. Но опять можно его не подписывать и просить направить почтой. Тогда государственный орган опять направляет указанный документ в ваш адрес и параллельно вкладывает уведомление о вынесении Постановления о привлечении к административной ответственности. Отправляется все почтой также с учетом времени на получение его лицом и возможности присутствия при вынесении Постановления об административном правонарушении.
Постановление об административном правонарушении является конечной точкой проверкой лица, которым устанавливается мера вины правонарушителя, определяется наказание и дается срок на устранение правонарушения в виде предписания.
Подведя итог всему вышесказанному, у юридического лица есть все шансы защитить свои интересы в судебном порядке, во-первых при несоблюдении процесса привлечения к административной ответственности, а во-вторых, при недоказанности совершения самого правонарушения. А было ли правонарушение или его не было, данный факт должен доказывать в судебном порядке именно государственный надзорный орган.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
спасибо интересная статья!