Закон о «fan id» – юридический ляп или новый этап в законотворчестве?

О целесообразности
1 июня 2022 года вступает в силу федеральный закон от 30.12.2021 № 462-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – закон), которым вводится понятие «персонифицированная карта на посещение спортивного соревнования» («fan id»), без оформления которой будет невозможно пройти, например, на стадион для просмотра футбольного матча даже при наличии билета или абонемента.
Инициаторы нововведения объясняют его необходимостью отсеивания незаконопослушных болельщиков, которые матерятся или совершают другие правонарушения на стадионах. При таком объяснении вызывает вопросы целесообразность принятия данного закона.
Во-первых, на стадионах в настоящее время нарушений общественного порядка не больше, чем в других общественных местах.
Во-вторых, сейчас стадионы оборудованы десятками видеокамер, с помощью которых не составляет труда определить и идентифицировать правонарушителей без всяких «fan id».
В-третьих, внедрение закона повлечет бюджетные затраты на многие сотни миллионов рублей (что немаловажно при современном плачевном состоянии экономики России).
В-четвертых, это неминуемо сократит число зрителей на стадионах: фанатские группы уже сейчас одна за другой заявляют о бойкоте матчей из-за «fan id», да и не каждый обычный болельщик желает лишний раз тратить время, деньги и предоставлять свои персональные данные при существующих утечках из баз.
К слову, за рубежом похожий документ применяется только в Турции (в Италии подобная мера не прижилась), введенный авторитарным режимом после протестных волнений населения в 2013 г. и повлекший существенное снижение посещаемости стадионов в последующие четыре сезона.
А ведь России и так далеко до посещаемости ведущих футбольных держав Европы. Чем меньше зрителей – тем меньше спонсоров и качественных игроков у футбольных клубов, тем слабее сборная. Так кому-же нужен такой закон, в котором минусов больше, чем сомнительных плюсов?
Модернизация права?
Ответ можно понять, если оценить принятый закон сугубо юридически. По сути, основная его цель – во внесудебном порядке, без доказательств и процессуальной процедуры применять к гражданам меру принуждения, почти аналогичную наказанию, предусмотренному статьей 3.14. КоАП РФ: «административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения». Данное наказание устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (утвержденных постановлением правительства) и назначается только судьей на определенный срок. При этом ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрены важнейшие гарантии прав граждан:
- лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи;
- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
- неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как видим, в законе предоставлено право назначать еще более жесткое наказание, чем указанное ст. 3.14. КоАП РФ (т.к. можно даже не ограничивать сроки запрета), и полностью проигнорированы вышеуказанные права граждан, вытекающие из Конституции РФ. Видимо, лоббистам закона очень не нравится как ст. 15 Конституции РФ, так и вся ее 2-я глава.
Статья 15 Конституции РФ:
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.Если раньше можно было обсуждать в основном избирательное или неправильное применение тех или иных норм права, то теперь возможный произвол заложен в самом законе. Но и это еще не все. Воистину революционным выглядит одно из оснований для назначения такого наказания, а именно: «…если имеется… информация… о намерении совершить … противоправные деяния» (!). Со времен царской России сотрудники правоохранительных органов, получив информацию о намерениях лица совершить противоправный поступок, должны обязательно совершить ряд мероприятий по профилактике, пресечению его действий или собиранию доказательств, до наказания в этих случаях дело доходит редко. Даже во времена Сталина законодательство не содержало такого основания для наказания…
Если авторы закона «забыли», то нужно напомнить им, что даже Уголовный кодекс РФ не содержит ответственности за намерение совершить преступление, а устанавливает ее только за приготовление к нему или за покушение, т.е. за конкретные действия. При этом КоАП РФ вообще не предусматривает ответственности за приготовление или покушение на административный проступок.
Возможные перспективы
Очень грустно, что все описанное относится не к законопроекту, а к уже принятому закону. Это не предвещает ничего хорошего и тем гражданам, которые не ходят на стадионы. «Потренировавшись на кошечках», лоббисты закона захотят дальнейшего развития своих идей. Учитывая намерения некоторых представителей власти о замене тяжелого труда мигрантов трудом отбывающих наказание граждан, которых сейчас гораздо меньше, ничего удивительного не будет и во внесении аналогичных поправок в УК РФ. А фанатам я бы посоветовал обратиться в Конституционный суд РФ.
Да уж, как то напрягает такой исход
интересно
интересный финт
Здравствуйте. Благодарю за информирование.