Теория глупости
Существует множество теорий о причинах человеческой глупости.
Наверное, лучшую из них предоставил немецкий протестантский священник Дитрих Бонхоффер. Если вы не слышали о нем, он выступал против нацизма перед Второй мировой войной, за что был заключен в Тегель в 1943 году. После 18 месяцев ожидания суда его обвинили в сотрудничестве с организаторами покушения на Гитлера, перевели в концлагерь Бухенвальд, позже Флоссенбург, где он был казнен в ночь на 23 апреля 1945 года.
В тюрьме Тегель написал много писем и статей, которые охранники тайно вывезли и опубликовали посмертно. Среди них, озаглавленная «Спустя десять лет» (10 лет с тех пор, как Гитлер пришел к власти), есть размышления о глупости, из которых я выбираю:
« Глупость для добра опаснее зловонии. Против зла можно протестовать; ее можно обнаружить и, где возможно, предотвратить его власть. Зло само по себе несет в себе семена собственного поражения в том, что люди оставляют хотя бы крупицу обиды. Против глупости мы бессильны Протесты, и применение силы здесь ничего не дает, аргументы остаются глухими, фактам, противоречащим предрассудкам, просто не верят - в такие моменты дурак даже становится критиком - а когда факты неопровержимы, они просто оттесненный и незначительный. Дурак полностью доволен собой, и, поскольку он легко раздражается, он становится опасным, будучи готовым к атаке. Мы никогда не будем пытаться убедить глупого человека аргументами, потому что это опасно и не имеет смысла.
Если мы хотим извлечь выгоду из глупости, мы должны попытаться понять ее суть. Надо понимать одно - это не интеллектуальное расстройство, а человеческое. Есть люди, обладающие замечательным интеллектом, но при этом они глупцы, а есть также люди, не обладающие большим интеллектом, и все же все, кроме вас, глупо. К нашему удивлению, мы можем это выяснить в конкретных ситуациях. Мы обнаруживаем, что глупость - это не врожденная ошибка, а что кто-то сделал людей глупыми, допустив, чтобы это случилось с ними. Мы также можем обнаружить, что те, кто изолировали себя от других или живут в одиночестве, менее вероятны, чем отдельные люди или группы людей, которые склонны или обречены жить в компании других. Таким образом, может показаться, что глупость - не столько психологическая проблема, сколько социологическая. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что любое значительное усиление власти в общественной сфере, будь то политического или религиозного характера, заражает большую часть человечества глупостью. Это даже похоже на социолого-психологический закон. Власть одних требует глупости других. Процесс, с помощью которого это делается, не заключается в том, что определенные человеческие способности, такие как интеллект, внезапно ослабляются или полностью исчезают. Скорее, кажется, что под сокрушительным воздействием растущей власти люди лишаются своей внутренней независимости и более или менее сознательно отказываются от своего независимого положения перед лицом возникающих обстоятельств. Тот факт, что глупый человек часто бывает упрямым, не должен мешать нам видеть, что он не независим. Когда мы разговариваем с таким человеком, мы буквально чувствуем, что говорим не с человеком, а с лозунгами, лозунгами и фразами, которые имеют над ним власть. Он проклят, ослеплен, оскорблен и изнасилован в своей человеческой природе. Став бездумным орудием, глупый человек будет способен на любое зло и в то же время не может знать, что это зло. Здесь есть опасность дьявольского насилия, потому что этокоторые могут уничтожить людей раз и навсегда.
Здесь ясно, что глупость можно преодолеть не наставлением, а путем освобождения. Мы должны признать, что в большинстве случаев реальное внутреннее освобождение возможно только в том случае, если ему предшествовало внешнее освобождение. А пока мы должны забыть о любых попытках убедить глупого человека что-либо сделать. Тогда реальность показывает нам, почему в таких ситуациях наши попытки узнать, что на самом деле думают люди, совершенно бесполезны и почему этот вопрос совершенно неуместен для человека, который думает и действует ответственно. Библейские слова о том, что страх перед Богом является началом мудрости, провозглашают, что единственный верный способ преодолеть глупость - это внутреннее избавление человека.
Эти мысли о глупости также утешают нас, не позволяя думать, что большинство людей глупы в любой ситуации. Фактически, это зависит от того, ожидают ли те, кто у власти, большего от человеческой глупости или от своей внутренней независимости и мудрости ».
Что добавить? Ничего не нужно.
Валерий Розанов доктор психологии
Что добавить? Ничего не нужно.
Очень понравилось