Назарова Евгения Александровна
Назарова Е.А. Подписчиков: 22866
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 16.9М

Мы стали умнее, или Проблема XXI века

763 дочитывания
39 комментариев
Эта публикация уже заработала 38,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Наверняка на пути каждого из вас хоть раз в жизни встречался человек, который умнее всех; знает, что и как делать, советует, как сделать лучше, хотя на самом деле познаниями во многих, а порой и во всех областях знаний не обладает.

То есть за маской умного, якобы начитанного человека скрывается личность, не обладающая определенными знаниями, а делающая выводы, что обладает такими знаниями, нахватавшись каких-то «верхушек», и самое интересное, что очень сильно верит в то, что умнее других.

Так что это за явление? Самоуверенность на грани тупости?

Или может быть, заблуждение? А может, одержимость, обусловленная желанием доказать, что «я» умнее «вас»? Конечно, наш мир существует множество веков, и человеческие способности изучены очень глубоко. Естественно, изучен и эффект, о котором я пишу данную статью, и название ему – эффект Даннинга–Крюгера.

Порой человек слишком скудоумен, чтобы понять, насколько он ограниченный.

Теорию об упомянутом эффекте разработали Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер, которые обнаружили, что сдвиг в мышлении происходит, когда человек не может правильно дать оценку своему уровню компетентности (или некомпетентности) в той или иной сфере деятельности, областях знаний, то есть человек считает себя более компетентным, чем он есть на самом деле.

То есть это некая «точка недалекости, ограниченности» – точка, в которой у такого человека достаточно знаний о теме, чтоб просто начать о ней говорить или обсудить. Достаточно знать, что такая тема или область знаний существует. Но у человека не хватает мудрости, чтобы то знание, которое, как ему кажется, у него есть, расширить, изучить. Отсюда появляется и завышенная самооценка, неспособность слушать и воспринимать мнение окружающих. Особенно сильно проявляется эффект навязывания своего мнения и убеждения в своей правоте. А есть и наоборот, компетентные люди с заниженной самооценкой, которые никогда не скажут, что обладают какими-то познаниями, хотя показывают великолепный результат в своей деятельности или в определенной области знаний.

Жертвами такого эффекта могут стать люди любого возраста и пола. Яркий пример тому – «диванные эксперты», которые всегда припасут парочку историй о том, что их хотели научить чему-то, что они знают на отлично или в совершенстве.

Современный мир настолько погрузился в виртуальную реальность, что на первое место выдвинулись такие ценности, как «чувство собственной важности», «свое превосходство», «нарциссизм». Поэтому даже люди, занимающие высокий пост на службе, не соответствуют своему месту. Некоторые настолько застряли на пике своей глупости, что только и занимаются, что наслаждаются властью и ложным чувством значимости.

Существует ряд причин, из-за чего может развиться эффект «глупости»:

  • особенность характера;
  • недостаток познаний;
  • воспитание и детство;
  • недостаточный уровень интеллекта.

Примеров из жизни очень много, если оглянуться по сторонам, можно запросто увидеть людей с синдромом Даннинга–Крюгера. Просто человек, обладающий определенными знаниями, никогда не вступит в диалог, а уж тем более в какую-нибудь дискуссию, если по воле случая он окажется с «глупцом» в одной компании или на одной территории.

39 комментариев
Понравилась публикация?
100 / -4
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Назарова Евгения Александровна
Комментарии: 39
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

В некоторой степени вы сама подходите под описание "всезнайки" из своей статьи.

Это ясно из выражений, которыми наполнена статья.

1. Человек, который умнее всех.

Эта фраза выдает вашу неспособность выразить мысль более профессионально, например, "человек, превосходящий других по уровню интеллекта".

2. "якобы начитанного человека".

Это выражение вчерашнего школьника, а вовсе не человека, имеющего диплом о переподготовке по программе "Психологическое консультирование и психодиагностика личности".

Поскольку означает всего лишь, что некто много читал.

Консультант же должен хотя бы добавить, что "в результате получившего основательные знания, широкую осведомлённость". Хотя и этого будет мало, поскольку только "читать" явно недостаточно. Учебная и научная литература не просто читается, а усваивается по цепочке чтение - понимание- узнавание-воспроизведение- использование- творческое применение. Поэтому вместо "начитанного человека" гораздо лучше производить впечатление "человека, явно занимающегося самообразованием и саморазвитием".

3.Самоуверенность на грани тупости.

"Тупость" - разговорное слово. Если оно употреблено в публицистическом тексте от имени автора, тогда отрицательно характеризует его самого. Даже при минимальном владении системой психологических понятий "тупость" должна всегда заменяться "ограниченностью умственных способностей", "непонятливостью" или "несообразительностью".

К тому же самоуверенность – это преувеличенная уверенность в себе и собственных способностях, убежденность в отсутствии ошибок или недостатков характера. Она необязательно связана с ограниченностью человека.

4.Неспособность слушать и воспринимать мнение окружающих.

Еще один образец непрофессионализма. "Слушание" на самом деле состоит из восприятия, осмысления и понимания. Уже поэтому оно не должно с помощью союза "и" присоединяться к "восприятию".

Когда мы невнимательно слушаем собеседника, один из этих трех психических процессов нарушается. Как говорил Лабрюйер, талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие.

5. Точка недалекости.

"Недалекий" в толковом словаре имеет 5 значений, нас интересует последнее — "глупый, ограниченный человек". Точно такое же значение у слова "дурак", только с пометой "разговорное". Таким образом, вместо "точки недалекости" следовало употребить выражение "уровень глупости, ограниченности", или еще проще- глупость, без всяких "точек".

6. Застряли на пике своей глупости.

Такую харатеристику не стоит давать работающим людям, занимающим какой-либо пост. Все-таки, настоящая глупость- это умственная ограниченность в форме олигофрении или старческой деменции, то есть клинический случай.

Несколько выше стоят люди не ограниченные, а просто отсталые (примерно как "двоечники" в школе). Но вряд ли и они занимают ответственные должности, скорее речь идет просто о предельно посредственных по интеллектуальным способностям людях (из числа бывших "троечников").

7. Воспитание и детство (как причины эффекта "глупости").

Воспитание и детство есть у каждого члена общества, поэтому причина так не формулируется. Более интеллектуально развитый автор написал бы иначе — дефекты воспитания и образования в детском возрасте.

+13 / -1
картой
Ответить

Благодарю за внимание, комментарии, рекомендую к прочтению: Марк Мэнсон Тонкое искусство пофигизма «Парадоксальный способ жить счастливо»

+5 / -1
Ответить

Название на языке оригинала: The Subtle Art of Not Giving a F*ck: A Counterintuitive Approach to Living a Good Life.

Типичное название бульварного чтива для отсталых людей.

Более развитые люди никогда не употребляют слово "пофигизм".

Они владеют понятиями безразличия, апатии и стрессоустойчивости.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Это не научная статья, где всем нужны точные фразы и понятия. Мне понятно, то что автор хотела донести до читателя. А если вам не нравится, читайте научные статьи с этими правильными фразами и понятиями. Я думаю вы хотели показать свой уровень интеллекта, не стоит, вы не научной конференции, хотя даже на них люди выражаются проще.

+11 / 0
Ответить

Порой человек слишком скудоумен, чтобы понять, насколько он ограниченный.- яркий пример =Маргинштерн !!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Благодарю за поддержку

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Спасибо! Если бы ещё и ссылки на источники были - готовый конспект реферата на заданную тему! 👍😀

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Мне бы очень хотелось, что-бы Назарова Е.А. а особенно с приставкой "юрист", изменила бы мнение об окружающем мире. Хотя, это и очень трудно. В своей статье автор описывает необычайные дивные открытия, сделанные им на первых двух шагах постижения. Это замечательно. Это интересно. Это скверно тем, что на следующих шагах,( - если личность не бросит серьёзное исследование, изучение и осмысление) обнаружится, что есть ещё тысячи и тысячи людей, которые об этом думали, через это прошли и ушли настолько вперёд, что не смогут с этим согласиться, как нельзя согласиться с первым впечатлением, поверхностным ощупыванием.

А из этих тысяч людей - десятки, а может быть сотни - прошли весь путь и они знают ,что все люди - одинаковы. Одинаковы в смысле своих ценных качеств. Абсолютно равноценны. Даже те, кто пытается выбиться из ряда вон - абсолютно равноценны массе. Те, кто тянет голову изо всех сил - абсолютно равноценны любому, кто хочет слиться и сливается с толпой. И тот, кто свои предпочтения и оценки примеряет на ближнего( или дальнего) абсолютно равноценен готовому любить всех. Меценат равен попрошайке. Мизантроп равен филантропу. Ментор равен студенту, адепту и неофиту.

Никто из этого ограниченного круга потративших десятки часов на эту серьёзную работу, никогда Вам этого не расскажет. Потому, что солнце светит всем одинаково: - ни у кого, нет морального права перековывать остальных. Даже бегущих толпой к пропасти.

Да, и.., у "бегущих к пропасти" - есть ли у них "время" на перековку ?

Когда Вы это поймёте, то начнёте по-другому наблюдать за людьми - станете замечать глупость за учёными и мудрость за детьми. Пустоту разговора и смысл молчания. Бессилие гневливых и доблесть избегающего. Да и вообще, станет интересней жить.

+7 / 0
картой
Ответить

Благодарю за внимание и комментарии. Жизнь прекрасна и удивительна!

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Интересно 👍 благодарю за информацию, которой поделились, некоторым будет полезно изучить

+5 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Возможно вы рассматриваете данную тему с одной стороны).

Есть люди, у которых есть огромные знания, но нет силы воли, ценности себя и они не готовы брать на себя ответственность - не прошли круг психологического взросления (позиция ребёнка)

Также есть люди, готовые принимать решения , порой и очень сложные и нести за них ответственность (с позиции взрослого человека) , но не имеющие определённых знаний, либо поверхностные, возможно только предположения.

Но обращающиеся за различными вариантами к разным специалистам. Собирая данную информацию, принимают решение. Беря на себя ответственность ;)

+6 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Есть такая пословица - лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Это о том, что с самоуверенными людьми не стоит спорить - и его не переубедишь, и нервы потратишь, ещё и настроение испортишь...

раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (39)

✨ Как гардероб влияет на самооценку

Одежда — больше, чем просто способ прикрыть тело. Она отражает, как мы себя чувствуем и как хотим продемонстрировать себя миру. Когда мы носим вещи, которые любим, которые сидят удобно и красиво,...

Начало... Души рассвет!

"Начало..." – такое простое слово, а сколько тайн оно в себе хранит! Это словно дверь в неизвестность, порог, за которым может ждать всё что угодно. Начало чего? Новой истории? Неведомого путешествия?
00:47
Поделитесь этим видео

Пять минут до чуда

А вы когда-нибудь задумывались, как одна единственная мелочь — пять минут раньше или позже — может изменить всю вашу жизнь? Этот случай я не смогла забыть до сих пор. Дождливое ноябрьское утро,...