![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/01/60x60/962d36ed4ec92243966214a931645bb0.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/18/60x60/262eabfc90a609ab03597024513fc0d6.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/22/60x60/1896a2761beb0bc79a687f50aff6bc8e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202103/22/60x60/b46e8694d28dd14bdaa211420d8ef86d.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202304/04/60x60/e23a750457a72a94ece6373a49c6b472.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/13/60x60/966d92f2b8caaec3ba1445bbf9a90f5e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202109/22/60x60/7d5db2466643c24a4d006c96ad230e51.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/b2421a467ab2ac73b6dba4fb54978a3a.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202311/22/60x60/2fc1a723bd24168a2f6eddcb42999f3c.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202205/03/60x60/9356b2eeb5f5f8e2718c671ff8a214e1.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/21/60x60/41847939072685762e7e92df43749f98.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202404/02/60x60/a641345b5e39fd5fa941e359ec7df263.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/b2421a467ab2ac73b6dba4fb54978a3a.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
Здравствуйте дорогие читатели! В своей статье я попытаюсь доступным языком разъяснить об изменениях, которые вносит Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 № 92 в нашу с вами жилищную сферу, а именно изменение в порядок расчета за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Для начала коротко расскажу историю появления такого понятия как «коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества».
С 2017 года были внесены изменения в жилищное законодательства - коммунальные ресурсы, потребленные за содержание общего имущества
(КР на СОИ), перешли из разряда «коммунальные услуги» в «жилищные». Что же это нам дало? По общему правилу расчёт платы за КР на СОИ должен будет производиться исходя из нормативов, которые утверждаются на уровне субъектов РФ, с последующим перерасчётом в порядке, установленном Правительство РФ (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Соответственно есть исключения из этого правила:
1. если дом оснащен автоматизированной информационно измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (автоматически передается показания приборов учета, как в жилых домах на столбе стоят приборы)
2. если на общем собрании собственников было принято решение расчете КР на СОИ исходя из фактических показаний общедомового прибора учета, либо исходя из среднемесячного объема потребления КР на СОИ, с проведением перерасчета в порядке, установленном Правительством РФ.
Однако же, каким образом управляющей организации либо ТСЖ производить вот этот самый перерасчет не было прописано, т.е. порядок произведения перерасчета за КР на СОИ Правительством до сегодняшнего дня не был утвержден. Следовательно, имел место быть пробел в законодательстве. Этот «пробел» был заполнен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В письме от 17 ноября 2017 года № 50534-ОГ/04 изложена позиция, что размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация. То есть получается у нас следующая ситуация: фактическое потребление КР на СОИ за период было меньше нормативного, то управляющая организация обязана вернуть собственникам переплату. Если объём потребления по общедомовому прибору учета превысил норматив, то делать доначисления нельзя. Например: за месяц дом потребил коммунального ресурса «150», а нормативом для дома будет число «100», то жители платят «100», а «50» должна будет заплатить управляшка, либо ресурсоснабжающая организация (при непосредственном управлении либо способ управления не выбран); и другая ситуация: за месяц дом потребил «50» - норматив «100», то управляшка жителям начисляет только за «50».
Опираясь на данную позицию, жилищные инспекции некоторых регионов принуждали управляющие компании производить невыгодные им перерасчеты и суды вставали на сторону административного органа, опираясь при этом на запрет выставления «сверхнормативного потребления» - п. 29 Правил № 491, абз. 2 п. 44 Правил № 354 (Постановление Верховного суда от 12.12.2018 г. №3-АД 18-1, Определение Верховного суда Российской Федерации от 10.01.2020 № 304-ЭС 19-25414). При этом следует отметить, что Правила № 354 в данной ситуации могут применяться только для многоквартирных домов, где способ управления не выбран, либо выбран непосредственный способ управления (п. 40 Правил № 354).
И вот можно сказать прошло 6 лет и Правительство РФ наконец-то утвердило этот порядок перерасчет КР на СОИ
(Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 № 92), т.е. внесли изменения в Правила № 354, Правила № 491, Правила № 124. Для собственников домов, где выбран способ управления, а также выставляется им норматив, значение имеет изменения в Правила № 491, где и прописывается долгожданный порядок перерасчета КР на СОИ (на мой взгляд долгожданный для управляющих компаний). Изменения носят следующего характера: жители, которые платят по общему правилу (по нормативу) будут вынуждены, по истечении календарного года, при смене управляющей организации, в случае, если на общем собрании собственники изменили порядок оплаты на КР на СОИ, платить за «сверхнормативное потребление», т.е. управляшка может спокойно произвести вам доначисление. Такой порядок, можно сказать, сравним с порядком расчета по отоплению, где в 1 квартале производится корректировка, которая может быть как в сторону доначисления, так и в сторону уменьшения.
Такое изменение приводит нас к одному знаменателю: все должны платить по счетчикам.
Данное Постановление вступит в силу с 1 сентября 2022 года, Вот ссылка на НПА http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202040049?index=12