Проблемы современного образования глазами студентов
Время идет, меняются условия жизни, ценности, общество, дети. Каждое молодое поколение не похоже на предыдущее. Несмотря на это, изменения в системе образования происходят очень медленно. Методы, которые были актуальны вчера, быстро устаревают сегодня. Жизнь и обстоятельства вносят свои коррективы. Появившаяся недавно пандемия КОВИД-19 сделала вызов имеющийся системе и поставила всех перед необходимостью быть более гибкими и искать новые способы работы, жизни и отношения к привычным вещам. Затронуло это в первую очередь систему образования и обозначило имеющиеся в ней проблемы.
Молодое поколение – это зеркало в которое мы смотрим. Мы видим в них все, что вкладываем, а также свои ошибки. Как говорится в известной поговорке «устами младенца истина глаголет», видимо и правда нам следует иногда больше прислушиваться к тому, что нам говорит наше молодое поколение, ведь услышав нужную информацию сегодня и своевременно приняв меры, мы сможем избежать многих проблем завтра.
Студентам колледжа на дисциплине «Менеджмент» было предложено выполнить творческое задание – представить себя управленцем какого-либо уровня в системе образования и в письменной форме предположить, какие бы изменения они хотели бы внести в современную систему на основании тех условий, которые существуют на данный момент.
Ответы оказались творческими и актуальными. Взгляд на систему образования изнутри глазами основных участников образовательного процесса – обучающихся, может дать ценную информацию о том, где есть слабые места, на которые следует обратить особое внимание и в каком направлении работать.
На основании данной творческой работы со студентами также была проведена устная беседа с целью наиболее полного раскрытия тех проблем в системе образования, которые они считают наиболее актуальными. Таким образом был сформирован следующий рейтинг проблем:
1) Необходимость сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Результаты данных экзаменов не дают объективной оценки знаний учеников, так как подготовка к ним представляет собой лишь «натаскивание» на результаты теста, исключая оценивание реальных знаний ученика, его способность грамотно формулировать мысли и творчески подходить к решению той или иной задачи. Ученик – будущий специалист, выйдя на работу, столкнется с необходимостью поиска креативных решений в быстро меняющихся условиях и коммуникативных навыках, что на корню убивается существющей системой ОГЭ и ЕГЭ, а также является прямым источником стресса для детей. Проверка знаний путем стандартизированных тестов исключает индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что также не дает возможность полноценно оценивать их знания.
2) Низкий уровень стипендии студентов и заработной платы педагогов. Эта проблема всегда будет актуальна. Тех бюджетных средств, которые государство выделяет на оплату труда педагогических работников и стипендию студентам недостаточно для обеспечения полноценного уровня жизни данной категории лиц.
3) Большая учебная нагрузка. Ежедневная необходимость работать с информационными потоками, усваивать и своевременно выполнять большое количество домашней работы создает необходимость постоянной концентрации внимания, быстрого переключения от одной информации к другой, что часто не соответствует реальному рабочему ресурсу молодого человека приводит к потере интереса к учебе, быстрой утомляемости, стрессу и нервным срывам. Тем самым процесс обучения становиться неэффективным. Шестидневная учебная неделя усугубляет положение – нервная система обучающихся и работников образования не успевает восстанавливаться, полноценно отдохнуть, не хватает времени уделить достаточно времени своей семье, домашним делам и хобби. Хорошо отдохнувший человек, который полноценно высыпается и успевает управляться не только с рабочими, но и домашними личными делами, работает быстрее и эффективнее, чем подавленный и уставший, не имеющий возможности сбалансировать свое личное и рабочее пространство.
4) Невозможность самостоятельно студентам выбирать дисциплины, которые хотели бы изучать. Возможно целесообразно внесение в федеральные государственные образовательные стандарты дополнительных часов на изучение тех дисциплин, которые обучающиеся считают для себя необходимыми для получения нужных и интересных им знаний для более целенаправленной и качественной подготовки в той области, в которой они планируют работать. Часы на усвоение обязательных дисциплин и модулей можно сократить.
5) Форма проведения родительских собраний. Пандемия короновирусной инфекции внесла свои коррективы и обозначила необходимость проведения родительских собраний в новой форме – форме онлайн-конференций. Нет такой информации, которую невозможно передать при видео-трансляции, это более гибкая и удобная форма, под которую могут подстроиться многие родители. При необходимости подписать какой-либо документ или обсудить проблемы обучающихся, можно приглашать родителей в образовательную организацию в индивидуальном порядке в удобное для них время. Давно следует уйти от старой формы проведения родительских собраний по нескольким причинам. Во-первых, вечернее время проведения собраний является неудобным для родителей, так как немногие имеют возможность совместить время собрания со своим личным графиком, который в современном мире у каждого является очень плотным. Времени не хватает, к тому же для этого нужно добираться до школы, что также неудобно. На собраниях часто дают много лишней информации, так называемой «воды», без которой можно вполне обойтись, не задерживая себя и родителей. Во-вторых, в отдельных случаях имеют место некорректные моменты, которые иногда допускают классные руководители. Например, говорят о проблемах отдельных обучающихся при всем классе, хотя часто некоторые вопросы следует обсуждать лично с каждым родителем, исключая присутствие других лиц. Также частая ошибка, которую допускают классные руководители – часто говорить о достижениях более успешных ребят, умалчивая о их недостатках и систематически озвучивать неудачи менее успешных, не раскрывая в них их положительных качеств. Таким образом у ребенка с молодых лет формируется комплекс неполноценности, и этого любой хороший педагог не должен допустить. Каждому обучающемуся нужен индивидуальный подход, который позволит раскрыть его учебный и творческий потенциал, поможет поверить в свои силы и заинтересоваться процессом обучения. А получается наоборот – ребенок и так не успевает на равнее со сверстниками полноценно справляться с ежедневной учебной нагрузкой, так еще и получает постоянные нарекания в присутствии своих одноклассников (одногруппников) и других педагогов, что окончательно заставляет его терять интерес к обучению и разочаровываться в педагогах. Последствиями является постоянное пребывание ребенка в состоянии стресса, и если ситуация сохраняется перманентно, ребенок накапливает негативные эмоции, что в последствии может иметь крайне неблагоприятный сценарий как для его личного здоровья и благополучия, так и для общества в целом.
6) Несовершенное техническое оснащение учебного процесса современным оборудованием и средствами. Есть в этой области проблемы, и они как правило связаны с недостаточным финансированием образовательных организаций. Данная проблема актуальна и видна и решается каждой образовательной организацией по мере появления возможностей.
7) Устаревшие методы проведения учебных занятий. Данная проблема является следствием предыдущей, так как нет возможности в каждом кабинете использовать интерактивные средства и методы обучения, обеспечить каждого обучающегося планшетом и ноутбуком, поэтому приходится большинство информации конспектировать в ручную в тетради.
8) Долгий срок обучения. Как показывает статистика, при трудоустройстве выпускников образовательных организация после выпуска, большинство знаний, полученных ими при обучении оказываются не нужны. Поэтому возможно есть смысл сократить срок обучения, компенсируя его прохождением узкоспециализированных коротких курсов, которые необходимы для выполнения конкретной работы и больше сосредоточиться на получении практического опыта.
Любой хороший результат возможен при тесном сотрудничестве обеих сторон процесса образования – объекта и субъекта. Поэтому, обобщая сказанное выше можно подвести итог – современная система образования должна быть ориентирована на умение вести диалог, слышать другую сторону и своевременно реагировать на тревожные сигналы. Таким образом образовательный процесс может стать более эффективным, интересным и безопасным.