Актуальность использования прокурором информационных баз данных государственных органов при осуществлении прокурорского надзора.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, базовой функцией которой является осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Усложнение, в рамках административной реформы системы государственного управления: структурирования по вертикали и горизонтали, создание системы управления федерально-окружного уровня, обусловило появление новых объектов прокурорского надзора в лице законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации [1].
Расширение перечня таких объектов и в целом – диапазона прокурорского надзора расширило информационную базу, связанную с реализацией мер прокурорского реагирования.
Анализ размещённых на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации статистических данных за 2017 – 2020 гг. показал, что количество прокурорских проверок за указанный период увеличилось на 48%, число выявленных прокурорами нарушений законов возросло на 25%, внесённых представлений об устранении нарушений закона – на 49%.
По представлениям прокуроров количество лиц, привлечённых к дисциплинарной ответственности, возросло на 60%, к административной – на 41%.
За последние годы много сделано по развитию информационных баз данных органов прокуратуры Российской Федерации.
Поскольку развитие информационно-коммуникационных технологий в прокуратуре Российской Федерации до недавнего времени осуществлялось низкими темпами, в связи с отсутствием каналов связи между центральными органами управления и прокуратурами районного (городского) звена, решением данной проблемы стало создание единой защищённой сети передачи данных до каждого района включительно.
Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.11.2019 № 830 «Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации», а также совместный приказ Генпрокуратуры России и Минсвязи России от 08.02.2018 № 68/56 «Об утверждении паспорта проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» поставили перед руководителями органов прокуратуры организационные задачи, разрешение которых должно было обеспечить в полном объёме информационную безопасность прокурорской деятельности.
С этой целью, во-первых, был разработан системный проект, в котором определены основные научно-технические решения по реализации направлений цифровой трансформации органов прокуратуры. Во-вторых, сформулированы предложения по планам развития информационных систем органов прокуратуры, архитектуре организации типовых рабочих мест. В-третьих, проведен анализ возможности импортозамещения.
С другой стороны, повышение эффективности прокурорского надзора в условиях развития информационного общества немыслимо без активного и инициативного использования информационных систем и баз данных (при наличии повода и оснований) органов и организаций федерального и муниципального уровня.
Следует особо отметить, что, исходя из положений части 2 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – закон о прокуратуре) прокурором при осуществлении надзора используется статистическая и иная информация, документы, в том числе – электронные, подписанные электронной подписью, справки и другие материалы или их копии.
Такая информация должна быть предоставлена прокурору в течение пяти рабочих дней с момента поступления его требования к руководителю или иному уполномоченному представителю органа либо организации, а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.
Вместе с тем нередко, указанные должностные лица проверяемых органов (организаций) уведомляют прокурора в письменной форме о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок и, поэтому прокурор вынужден принимать решение об установлении нового срока для их представления [2].
Таким образом, в результате несвоевременного исполнения требований прокурора затягиваются сроки прокурорских проверок и соответственно – непосредственного восстановления прав и свобод граждан, нарушенных в результате неправомерных решений должностных лиц. В данный период возможна утрата, уничтожение либо модификация документов – источников доказательственной информации, подтверждающей факты нарушения конституционных прав и свобод граждан.
Учитывая, что процесс информатизации в сфере государственного управления в основном завершён, а именно: созданы и введены в эксплуатацию автоматизированные информационных сети и системы электронного документооборота на разных уровнях управления, полагаем, что решение указанной проблемы состоит в предоставлении прокурорам полномочий по самостоятельному доступу в АИС органов и организаций, в связи с осуществлением проверочных действий в рамках прокурорского надзора [3].
Одним из оснований для такого предложения служит, объем предоставленных прокуратуре полномочий, определённых в пункте. 2.1. части 2 ст. 4 «Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации» закона о прокуратуре, а именно: «Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами …».
Поэтому считаем, что нормативное предоставление права доступа прокурорам к информации ограниченного распространения, соответственно влечёт распространение полномочий прокурора на доступ в информационные системы, в том числе связанные с обработкой персональных данных и иной информации (служебной, ведомственной).
Решение данной задачи сейчас становится особенно актуальной в связи с прокурорским реагированием в связи с нарушениями реализации национальных проектов, в частности проекта «Здравоохранение», основными целями которого являются, в том числе: снижение смертности населения и младенческой смертности; обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами и оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; упрощение процедуры записи на приём к врачу.
Очевидно, что данная сфера является одной из «чувствительных» для нашего общества.
Сообщения о нарушениях конституционных прав и свобод граждан, связанных с предоставлением медицинских услуг населению, нередко являются предметом прокурорского реагирования [4].
По различным оценкам в системе здравоохранения на сегодняшний день имеется от 300 до 700 учётных и отчётных форм, многие из которых многократно включают одну и ту же информацию, используют противоречивую и неунифицированную терминологию. Все это затрудняет проведение прокурорских проверок.
Очевидно, что простой перенос этого «бумажного контейнера» в цифровое пространство противоречит базовым задачам информатизации.
Вместе с тем считаем, что задача цифровизации в сфере здравоохранения – обеспечить оперативный доступ к структурированной, достоверной информации, которая необходима как врачам, так и специалистам в сфере управления.
В рассматриваемом контексте цифровизация – это не смена носителя информации, не превращение формы или документа в своего цифрового аватара, это смена парадигмы, базовыми принципами которой становятся сохранность, преемственность и достоверность хранимой и передаваемой информации.
Качественно изменить сложившуюся ситуацию, призвано внедрение в деятельность медицинских организаций единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), являющейся центральным компонентом информационных систем в сфере здравоохранения и обеспечивающей доступ граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействие информационных систем в сфере здравоохранения.
Цифровизация национальной системы здравоохранения будет способствовать достижению основной цели – обеспечению конституционных прав и свобод граждан в указанной сфере.
С другой стороны, факты нарушения указанных прав и свобод будут являться основанием для получения прокурором доступа в базы данных медицинских организаций и их изучения в целях получения подтверждающих данных о злоупотреблениях медицинских работников.
В заключение следует отметить, что объединение отраслевых и ведомственных информационных систем будет способствовать формированию новой интегрированной информационной базы данных, адаптированной, в том числе для реализации прокурорской деятельности.
Таким образом, переход на цифровые технологии создаст возможности для расширения и качественного изменения информационной базы при осуществлении прокурорского надзора.
Список литературы:
Бессарабов, В. Г. Государственный контроль и прокурорский надзор в России: монография / В. Г. Бессарабов. – М.: Юрлитинформ, 2019. – 243 с.
Сабельфельд, Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации: монография / Т. Ю. Сабельфельд. - Новосибирск, 2014. – 224 с.
Братановский, С. Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография / С. Н. Братановский, А. В. Урываев. – М.: РИОР, 2009. - 224 с.
Деятельность органов прокуратуры по предупреждению преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства: монография / П.В. Агапов, С.В. Борисов, Д.А. Соколов и др. М.: Университет прокуратуры Российской Федерации, 2018. – 247 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Адаева Р.Б. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОКУРОРОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА // Студенческий: электрон. Научн. Журн. 2022. № 10 (180). URL: https://sibac.info/journal/student/180/244108 (дата обращения: 23.03.2022).
Источник
https://sibac.info/journal/student/180/244108
Нравиться тема
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Табличка на кабинете прокуратора очень впечатлила!
Предлагаю также ввести служебную форму для прокуроров - очень сурово будет выглядеть в зале заседаний!