Виктор Франкенштейн
На повестке дня "Франкенштейн или современный Прометей" Мэри Шелли.
Готический роман, классика ужасов и тому подобное. Вот только для меня это не ужасы. Это драма. Драма о человеческой безответственности.
Даже скидку на время написания сделать не могу. В этом произведение меня пугает не чудовище. Меня пугает главный герой, типа безумный ученый, Виктор Франкенштейн. Ибо он главный монстр.
Избалованный мальчишка, зацикленный на собственном эго. Нелогичный, слабый и откровенно раздражающий.
И можно подумать о том, что автор хотела донести до нас простые истины. Мол, мы в ответе за наши деяния. И, возможно, это было бы прекрасно. Если не знать предпосылки к созданию романа и то, что именно дало идею к нему.
Книга читается легко. Тут еще можно сказать спасибо переводу. Мне лично зашла манера повествования. Хотя история, рассказанная в истории, описываемая в письме — это мощно.
А теперь о сюжете и поведении героев. Можете кидаться камнями, но мне жаль чудовище (у него даже имени нет). Не оправдываю его убийства. Но понимаю его. Даже обычный человек подверженный постоянной ненависти, презрению и страху в итоге превратиться в чудовище.
А сейчас пойдут спойлеры. Если у вас в планах прочитать это произведение, то не советую продолжать читать этот пост.
Виктор. Окруженный любовью и заботой с малых лет, проявлял немалое любопытство на научном поприще. И звучит это замечательно. В начале.
А потом начинается какой-то хтонический звездец. Мальчик уезжает из родного гнездышка, учиться, изолируется от людей и начинает творить. Видимо, первоначальную слепоту к своему детищу можно списать на безумие творца.
Но что делает наш герой, когда понимает что сотворил «нечто ужасное»? Конечно же, не уничтожает его. И даже не приковывает. А просто сваливает в туман. Прогуляться, на пару часов. Очень взрослое и ответственное решение, ага.
Дальше веселее. Опустим первые сцены смерти. И перейдем к встречи творца с творением. Мне не нравится называть его чудовищем. Пусть будет Некто. Так вот.
Некто рассказывает Франкенштейну о своей жизни, хотя это больше похоже на существование. Ставит условие о том, что либо Виктор создает ему пару, либо тот ощутит всю прелесть страданий.
Виктор, как истинный молодец, начинает творить. А потом его посещают мысли о последствиях. И «лучше поздно, чем никогда» тут не работает. Видите ли, монстры расплодятся и уничтожат человечество. И тут у меня заполыхало от возмущения. Ты, чтоб тебя, ученый. Причем, хороший ученый. Создай монстра без репродуктивной системы и твоя проблема как таковая решена.
Но нет. Он просто уничтожает своё второе творение. Абсолютно не готовый к приходу первого детища. Если ты так преисполнен ненависти к нему, то подготовься. Ты же знаешь, что он следит. Убей его и дело с концом.
Некто приходит. Кидает угрозу и исчезает. И что делает Виктор? Он абсолютно не принимает опыт предыдущей трагедии и думает лишь о том, что чудовище убьет его. Хотя чудовище угрожало не смертью, а страданиями.
В общем, всё заканчивается печально. Виктор умирает от болезни и истощения, Некто прощается с трупом и с жизнью.
Книга мне понравилась по написанию, подаче сюжета и языку. Но основная эмоция от неё — возмущение.
Не навязываю своего мнения, но это не ужасы. Это драма. Можно даже сказать извращенная вариация проблемы отношений родителей и детей.