Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим состоянием автомобильных дорог.
1. Наезд на препятствие - выбоину.
Водитель, управляя автомобилем, совершил наезд на препятствие, из-за чего автомобиль получил механические повреждения
При оформлении подобного рода ДТП, необходимо составить Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, к которому можно приложить фото (видео) материалы ямы, к примеру заполненной водой.
Для подтверждения возможности получения заявленных истцом повреждений в результате ДТП, а также определения стоимости восстановительного ремонта, суд назначает комплексную судебную автотехническую экспертизу.
Суд установил, что ДТП произошло на автодороге, предназначенной для движения транспортных средств.
В силу части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Решением Ульяновской Городской Думы №90 от 24.05.2006 учреждено Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции, в том числе решение вопросов содержания в надлежащем состоянии автомобильных дорог, а также тротуаров.
Таким образом, за надлежащее состояние дороги, на которой произошло заявленное ДТП, отвечает Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города.
Согласно п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст): покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Из Акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) усматривается, что ДАТА в районе дома №___ по улице ______________ в г.Ульяновске выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), а именно: на проезжей части образовалась яма шириной 330 см х 320 см, глубиной 20 см.
Таким образом, имел место дефект дорожного покрытия, в результате которого истцу был причинен материальный ущерб.
В силу статьи 13 Федерального закона от 10.12.1995 №196-Ф «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При удовлетворении заявленных истцом требований суд исходил из того, что вред истцу причинен:
1. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком Управлением дорожного хозяйства и транспорта обязанности по содержанию дорожного покрытия,
2. Имеется причинно-следственная связь между наездом автомобиля истца на яму (выбоину) на дороге и возникновением повреждений у принадлежащего ему автомобиля,
3. Факт наличия повреждения дорожного покрытия и причинения вреда в результате наезда на дефект дорожного покрытия (яму) документально подтвержден, не установлено наличие дорожных знаков, свидетельствующих о наличии неровностей дороги, которые могли бы свидетельствовать о том, что водителем автомобиля не проявлена должная осмотрительность.
2. Наезд на препятствие – канализационный люк.
Из материала, составленного сотрудниками ГИБДД на месте ДТП, усматривается, что автомобиль истца совершил наезд на канализационный колодец, который находился ниже уровня проезжей части более чем на 2 см, а именно ниже примерно на 15 см.
В рамках гражданского дела судом назначена судебная автотехническая экспертиза, на разрешение который поставлены вопросы о механизме образования заявленных повреждения, могли ли они образоваться при заявленных истцом обстоятельствах, стоимость восстановительного ремонта автомобиля и техническая возможность избежания наезда на люк.
Для определения истца необходимо установить, кому принадлежит колодец: предприятия связи, городскому водоканалу или коммунальному хозяйству или др..
Статьей 19 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" предусмотрено, что эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В силу п. 3.1.10 указанного ГОСТа, люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Люки канализационной сети не относятся к инфраструктуре и техническим средствам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, и дорожным сооружениям, а лишь являются объектами канализационной сети, расположенными на проезжей части, контроль за состоянием и обслуживание которых, в настоящем случае возложена на городской водоканал с которого и взыскали возмещение ущерба.