Магазины грубо нарушают права покупателей – защитная памятка гражданина

Хочу сразу уточнить – у этой публикации нет цели пополнить ряды агрессивных покупателей, ищущих малейший повод для того, чтобы устроить разбирательства с магазином. Ситуации бывают разные, и по обе стороны прилавка находятся люди, некоторым из которых очень нелегко. Однако свои права надо знать, ведь любое их нарушение может привести к потере времени, нервов и финансов. Давайте разберемся, как быть в той или иной спорной ситуации.
«Не хотите – не берите»
В отдельных универсамах относительно часто обнаруживается расхождение стоимости товара в ценнике с той, которую объявляют на кассе. Иногда на замечание о такой разнице покупателю невозмутимо предлагают просто заплатить по большей стоимости или вовсе отказаться от покупки. В исключительных случаях в ответ просто молча убирают товар из списка и перекладывают его под прилавок.
Недопонимание часто возникает не из-за лени работников, мешающей им поменять ценник вовремя, и не из-за желания обмануть покупателя, а по причине недобора персонала, при котором имеющимся работникам приходится на протяжении смены буквально разрываться между несколькими неотложными делами.
Но, как уже было сказано, ситуации бывают разные, а у покупателя есть свои интересы и права. Иногда речь идет о существенной разнице в цене, систематических нарушениях или случае, когда у покупателя попросту не хватает средств, чтобы оплатить покупку по цене, которая внезапно оказалась больше.
Согласно статье 494 Гражданского кодекса РФ и статье 10 ЗоЗПП, расхождение стоимости товара в ценнике и на кассе является нарушением, и покупатель может требовать провести покупку по первоначально указанной цене. Обычно это требование выполняется сразу, но в случае отказа и принципиального спора можно оставить жалобу с приложенными фотографиями чека и ценника на сайте Роспотребнадзора – это будет грозить магазину большими неприятностями, мгновенно поднимающими дисциплинированность работников.
Вопросы безопасности и прав покупателя
Торговые сети разного масштаба за последние годы практически избавились от ячеек для хранения вещей посетителей. Для кого-то такое решение является положительным, для кого-то отрицательным, кому-то все равно, но в итоге остаются магазины небольших сетей, в которых покупателя по-прежнему настойчиво попросят оставить свои вещи в камере хранения, перед тем как зайти в зал. При этом возле ящиков зачастую висит табличка, сообщающая о том, что магазин не несет ответственности за оставленные вещи.
И здесь видно сразу два нарушения прав покупателя. Во-первых, согласно ст. 421 Гражданского кодекса, магазин не может не впускать покупателя в зал с принадлежащими ему сумками и требовать сдать пакеты в ячейку. А во-вторых, возле ячеек может висеть абсолютно любая табличка, но нормы законодательства она не отменяет: торговая точка отвечает за вещи, которые находятся в закрытом ящике, предоставленном для хранения этих вещей, и, взяв ключ, условно говоря, вы заключаете договор хранения.
Автор публикации знает об этом не понаслышке, ведь несколько лет назад у него самого похищали из камеры хранения рюкзак. Ценность вещь представляла только для меня, ничего дорогостоящего внутри не было, спустя несколько дней я смог получить свой рюкзак обратно, а похитившее его лицо, как оказалось впоследствии, пострадало от «мгновенной кармы». Это произошло в те времена, когда ячейки уже начали исчезать, но по-прежнему встречались часто. Ни разу с тех пор не оставлял вещи на хранение, если нет полной уверенности в их безопасности.
Ну и в заключение об охране, которая на данный момент все реже лично находится в зале или прикассовой зоне, но благодаря современным технологиям не теряет бдительности. Как бы то ни было, все равно периодически происходят ошибки, из-за которых добропорядочному человеку могут предложить продемонстрировать содержимое его пакета или карманов. Так вот, согласно ст. 27.7 КоАП РФ, проводить досмотр вещей имеет право только сотрудник правоохранительных органов при строгом соблюдении установленной законодательством процедуры.
Охранник же может провести только осмотр вещей. Разница заключается в том, что при осмотре проводится только визуальное изучение вещей, руками в сумки и карманы охранник лезть не имеет права, и процедура возможна только с согласия владельца вещей.

напишу по первой части - "не хотите не берите".
свой опыт я тоже описывала здесь он есть на страничке - "красный ценник"чтоли..
однако в настоящее время я бы так не поступила.
объясняю почему:
цены меняются по несколько аз в день - сотрудникам нереальн успеть.
и на данный момент повторюсь поступать как я описала в своей публикации,
и по закону о правах потребителя - о которых здесь автор,
настоящее жлобство.
да я призываю всех читающих относится к происходящему с пониманием,
разницу взвращает сотрудник с копеечной зарплатой.насколько я понимаю.
нам это нужно?
Простите не поняла ,вы предлагаете - понять ,простить и разницу погасить пенсионерам ,рабочим с их "офигенными "доходами равными прожиточному минимуму и забить на себя ,на семью .Если бы это произошло единожды ,понять можно ,но это происходит и происходило постоянно , не зависимо от положения в стране .
Все правильно, происходит это постоянно , на прилавке одна цена , а на кассе другая , да и на ценниках не очень почитаешь , в очках не прочитать надо носить с собой увеличительное стекло, как они умудряются нанести такой мелкий шрифт.
Наталья, ну конечно - у них копеечная зарплата, а у нас-то миллионы.
Спасибо за комментарий, Наталья. Да, я несколько раз подчеркнул в публикации, что необходимо относиться друг к другу с пониманием, но ситуации бывают разные. В основном, работники универсамов плотно заняты весь рабочий день, но есть случаи, когда ценник не обновляется на актуальный по несколько дней, и разница получается достаточно большой. Особенно, когда идет активный рост цен. В таком случае можно понять и малоимущего покупателя, который точно подсчитал сумму покупок, и услышал совсем другую, которой у него при себе нет, а сзади на него напирает очередь. Такой человек определенно будет в данной ситуации чувствовать себя ни чуть не лучше, чем кассир. Или если ценник на относительно дорогую продукцию оказывается выше почти в два раза - осадочек останется, независимо от толщины кошелька. Мы люди, мы умеем общаться, и есть правила, по которым мы живем. Где-то мы идем на встречу друг другу, даже если это невыгодно нам самим, и не сильно от этого страдаем. Но, это работать должно в обе стороны.
да на любую - неприятно - выбираешь,радуешься)
именно так произошло некоторое время назад - я писала в комментах.
мы выбрали боксы для морозильного ларя,
на кассе нам пробили ровно двойную цену -
я сразу задала вопрос - кассир объяснила - не успеваем, вернем деньги,вызвала ответственного сотрудника -мы вместе пошли в торговый зал и это девушка с посеревшим лицом при мне снимала ценники - практически все подряд.
да, можно было забрать по старой цене,
мы согласились на возврат денег, вернули на карту - не сразу - через несколько дней,
может Тинькофф так работает не знаю
А КАК СЕЙЧАС ПРОВЕРЯТЬ ЦЕНЫ, ЕСЛИ НА КАССЕ УЖЕ НЕ ВЫДАЮТ ЧЕКИ- БУМАГИ НЕТ ?
Наталья,. Москва. Если судить по Вашему комментарию, то АБСОЛЮТНО ВСЕ СОТРУДНИКИ МАГАЗИНА -это люди ЛИБО С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ И СЧИТАЮЩИЕ, ЧТО ОНИ НАХОДЯТСЯ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ЛИБО СПЕЦИАЛЬНО КОСЯТ ПОД ДУРАКА. Я склоняюсь ко второй версии(косят под дурака). Какое мне, как покупателю, дело до того, что"сотрудникам нереально успеть" сменить ценники? Я пришла в магазин за определённым товаром и хочу купить его по той цене, которая указана на ценник под данным товаром. А ПОЧЕМУ? ДА ПОТОМУ! ПРОДАВЕЦ, ВЫСТАВИВ ОПРЕДЕЛЁННУЮ ЦЕНУ НА ТОВАР ПРЕДЛАГАЕТ МНЕ ЕГО КУПИТЬ ИМЕННО ПО ТОЙ ЦЕНЕ, КОТОРУЮ ОН ВЫСТАВИЛ. В ДАННОМ СЛУЧАЕ, В ДЕЛО ВСТУПАЮТ ДВА(!) ЗАКОНА:ЗОЗПП и ГК РФ(СТАТЬЯ О ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЕ). Советую Вам ознакомиться с ними. Если Вы, уважаемая, не знаете эти законы. А судя по Вашему комментарию, Вы их не знаете. А может быть, Вы являетесь директором одного из таких магазинов?
Постоянно провожу "экскурсии" продавцам к ценникам ...
Это вернее.
Когда кассир, в "Пятёрочке", к 5 кг. картошки по 36 руб., пробивает вам ещё банку кофе, за 890 руб., а администратор, улыбаясь, объясняет, что девочка просто "случайно ошиблась"..., то понимаешь, что "косят под дурака".
Это не проблемы покупателей.
Магазин должен нанять дополнительных сотрудников.
можете всю зарплату отдать -богачка
Настоящее жлобство- это как раз таки переписывать ценники несколько раз в день!
Добрый день, опишу случаи обмана в "Магните" и Пятёрочке", которые происходят со мной не так уж и редко, причем до событий с 24 февраля 2022 г. Кроме расхождения цены на ценнике товара и в кассовом чеке, я столкнулась с обвешиванием в "Магните"- покупала овощи и фрукты, продавец после взвешивания выдала чек, где указаны вес, цена за килограмм и общая цена. Я очень удивилась, что вес одного огурца составил 640 гр., на вид он чуть более среднего размера. Я взвесила этот "огурчик" на контрольных весах, его масса составила всего лишь 294 гр. Тут же я обнаружила, что у помидоров расходится цена, указанная на ценнике на полке возле данного товара и моём чеке с разницей на 50 руб. Обратилась к продавцу, она покраснела и произвела перерасчет, сослалась, что весы работают неточно, а ценник не заменили. Я попросила при мне ещё раз взвесить мой огурец на кассе и его масса была такая же как на контрольных весах! Таким образом, продавец меня обманула на 109 руб. И сказала, что покупатели должны сами проверять чеки, для этого и предназначены контрольные весы. Каким образом купленный мной огурец оказался более, чем в два раза тяжелее, я так и не поняла. Но поняла, что надо после покупки обязательно проверять чек и по цене и весу купленных продуктов. Этот случай стал решающим, чтобы я позвонила по телефону горячей линии, указанному в чеке. Оператор внимательно расспросила , сказала, что записала информацию и через несколько дней мне придёт ответ о принятых мерах. НО, до сих пор никакого ответа!
В "Пятёрочке" после покупки, изучив информацию в чеке, обнаружила, что я купила не лимоны, а грейпфруты и соответственно, по большей цене. Продавец разницу вернул, объясняя, что нечаянно нажал не на ту кнопку . На этот раз расхождение в сумме всего 10 руб.
Наталья поддерживаю Вас!
В магните еще есть одна фишка в обмане покупателей: беру 3 пачки печенья или ещё чего-то штучного, в чеке 4 или 5. Обращаюсь к кассиру после просмотра чека, она возмущена,говорит,что это из-за перчаток)))НО! не пробила ведь меньше, в пользу покупателя, а в свою.Человек,не проверяющий чеки не будет обращать на это внимание,а за день можно хорошо себе наварить,никто и не узнает....
Однажды мне пришлось по камерам доказывать, что взяла 1 единицу товара, а оплатила 2
Да. Такое бывает
С обвешиванием в пятёрочке встречалась не раз, но не обращала внимание, тогда чеки не проверяла, просто удивлялась, почему столько заплатила, вроде и ни чего не купила. Пока однажды не заглянула в чек, а там, как у Вас, один фруктик тянул почти на 800 грамм, вернулась, на контрольных весах он чуть больше 200 грамм вытянул... Теперь почти всегда проверяю на контрольных. Порой на грам 5-10 разница. Видно рассчитано на таких как я, из за мелочи не будут придираться... Всего то 10 грамм... А сто человек? Возможно, когда нибудь придерусь и к 5 граммам. Не люблю "выяснять отношения", но могу сорваться, допекут
... И потом звонят от "Пятёрочки" и спрашивают "Порекомендовали ли Вы этот магазин своим друзьям?" Всегда отвечаю "Нет", я бы и врагу этот магазин не порекомендовала 
Вот поэтому и не посещаю этот магазин. Хорошо, что рядом есть альтернатива.
Нарушение в торговой сети, завышение цен должно быть наказано тюремным сроком, тогда не повадно будет
Следите за ценами это ваша работа,а не наше жлобство.
Работаю в магазине
Насчет ОБВЕШИВАНИЯ, о чем писалось выше - это обман и недопустимо в нашей работе. Не знаю, чем мотивирован продавец, ведь деньги все идут в кассу и никаким плюсом в конце дня не остаются. Дальше.
Ценники. Каждый вторник , в ночь и раз в месяц- среду происходит "смена каталога" - вылазиет около 1000 ценников, которые мы ночью расставляем. Каждое утро вылазиет 20-50 ценников (иногда они ровно противоположные тем, что вылезли накануне ночью).... После прихода товара днем - вылезет еще штук 20 ценников на новый товар и ко-что меняется в цене.... Вечером каждого дня, в 20:00 вылезет еще около 50 ценников.
Чтобы проверить актуальность ценников, про которую так любят судачить покупатели (мол, это ваша работа) - мне надо просканировать весь магазин, хотя бы желтые ценники. Это у меня может занять 1-2.5 часа. В это время свежий хлеб будет стоять неразобранный, булочки (и все равно будут недовольные уже ЭТИМ). Ах да, с 10 утра меня же еще дергают на кассу.... Потом придет молоко и мясо, печеньки кому-то разгружать.... И так на магазин кроме админов - 2 кассира, парень на овощах, и иногда приглашают помощника раскладывать товар.
И да, ценники - моя работа. А также касса, хлеб, молоко, сухой товар.... и вечером помыть блювотину, который оставил пьянющий дед, покупающий водку, ведь уборщица работает до 15-00.
Просто народ не бывал в этой шкуре и думают, что работают не люди, а роботы.
И ещё один момент.
С приходом торговых сетей, народ расслабился, он забыл как стоял в очередях и продавец могла отправить хама в конец очереди либо вообще его не отоваривать.
Будьте друг к другу добрее
А давайте ещё вспомним, как газетами в туалете пользовались.
Деньги в кассу идут, а обвес, можно ещё огурчик (или ещё что превысила в весе) себе взять, ведь за это заплачено
Когда ценник "ВЫЛАЗИЕТ" бывает очень страшно ....наверное ?