Как отразятся новые санкции на предпринимателях нашей страны?
Сложно поспорить с тем фактом, что для экономики Российской Федерации наступили довольно сложные времена в связи с обострением международной политической ситуации. Санкции, которые вводятся со стороны США и ряда европейских стран, безусловно, затронут каждого предпринимателя – совсем не важно, в каких размерах и на каком рынке он осуществляет свою деятельность.
Все страны Евросоюза, а также ряд других стран, в конце февраля полностью закрыли воздушное пространство для российских авиакомпаний. После введения запретов на нахождение в воздушном пространстве ЕС, США, Великобритании и других стран, остановились не только перелеты пассажиров (что в большей степени имеет влияние на предпринимательство в сфере туристской деятельности), но и авиа-поставка грузов (что уже затрагивает всех без исключения).
Кроме официально вводимых со стороны правительств государств санкций, формируются серьезные «неформальные санкции», которые выражаются в том, что многие иностранные компании буквально вынуждают уходить с российского рынка, им запрещается сотрудничество с российскими предпринимателями. 2 марта 2022 г стало известно, что рынок в России временно покинули 3 лидирующие контейнерные линии: Mediterranean Shipping Company, Maersk, и CMA CGM, имеющие в совокупности долю мирового рынка 46,9%. «Временно» - довольно растяжимое понятие. Затруднены также грузовые перевозки не санкционных товаров по железной дороге со стороны между Европой и Россией.
Недавно произошло также расширение запретов на экспорт в Россию товаров на 10 млрд евро, включая продукцию полупроводников, машин и транспортного оборудования. Отсюда для предприятий возникают сложности не только с поставкой нового оборудования, но и с ремонтом уже у них имеющегося. На импортозамещение отдельных материалов, станков, комплектующих могут уйти целые годы, поэтому в случае поломок или нехватки производственных мощностей предприятия просто рискуют быть закрытыми.
Крупным российским компаниям придется также переориентировать весь свой экспортный потенциал на внутренний рынок. Евросоюз планирует в скором времени ввести запрет на импорт товаров из России на 5,5 млрд евро, включая древесину, цемент, морепродукты и спиртные напитки. Таким образом, часть спроса на товары просто исчезает. Но и восполнить сполна внутри страны его тоже не удастся: на фоне нестабильности курса рубля, усложняющейся ситуации с безработицей, российский потребитель также будет крайне осторожно относиться к любым не жизненно необходимым затратам. Но есть еще один вариант: будучи отрезанными от части западного импорта, предприниматели могут найти для себя иные рынки сбыта – например, Китай, Индия. Конечно, эти процессы тоже не будут проходить быстро. Возможно, придется снижать цены на продукцию. Что тоже будет крайне болезненно сказываться на жизнеспособности отечественного бизнеса, так как цены на закупки растут с каждым днем, и разрыв цепочек поставок заставляет переходить на новые, еще более дорогие их источники.
Российские банки отключают от SWIFT, платежные системы Visa и MasterCard объявили о приостановке деятельности в России c 10 марта. Это может влиять на предпринимателей, которым в виду специфики своей деятельности необходимо производить переводы денежных средств за рубежом или рассчитываться со своими иностранными сотрудниками.
Агрессивную политику, направленную на ухудшение экономической ситуации в России, проводят и многие ритейлеры, компании общественного питания – прекращая инвестиции в РФ, закрывая свои точки или временно приостанавливая их работу. И вот этот факт уже как раз может «сыграть на руку» нашим предпринимателям, поскольку освобождаются огромные ниши для отечественного производства. Гражданам РФ в любом случае необходимы продукты питания и одежда, спрос на эти товары если и снизится, то незначительно – а значит, он будет неудовлетворенным. Таким образом, если компании или предприниматели в настоящий момент найдут возможность более-менее наладить процесс поставки сырья, не поднимая при этом цены выше разумного уровня, к ним перейдет огромная доля потребителей, что существенно повысит их прибыль даже в таких условиях.
Говоря о санкциях, следует, на мой взгляд, упомянуть и о том, что многие социальные сети и Интернет-платформы прекращают свою работу на территории нашей страны (по инициативе правообладателей, иностранных государств или наших же контролирующих органов, за несоблюдение важнейших принципов международного права). Это тоже очень большой «удар» для предпринимателей, особенно для самозанятых лиц, а также малых и средних предприятий. Для них эти платформы могли быть важнейшим, если не единственным, каналом связи со своими потребителями, который просто был разорван. Конечно, в РФ ведутся разработки отечественных аналогов, но для того, чтобы заново развить новые соц. сети предпринимателям придется вложить немало материальных средств, которых итак нет из-за отсутствия клиентов. Грубо говоря, начинать им придется практически с нуля.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что новые санкции, вне всяких сомнений, негативно сказываются на предпринимателях РФ прямо сейчас. Однако в такие кризисные моменты наряду с тем, что многие предприниматели не справляются, прекращая свою деятельность, активно проявляются те, кто способен быстро подстраиваться под обстановку, переориентироваться под сложившиеся обстоятельства. Предприниматель должен даже в такой непростой ситуации находить точки для роста, которые есть, и не упускать открывающиеся возможности (а кризисная ситуация – это всегда возможности). Но, само собой, не без внутренней поддержки со стороны государства.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: