Когда комиссия банка за снятие или внесение наличных незаконна: не дайте себя обмануть

Еще ни разу и никому принцип «ну что же, надо так надо» не помог сэкономить деньги в ситуации, когда финансовая организация внезапно объявляла о дополнительных условиях, требуемых для совершения той или иной операции. И несмотря на то что вот уже несколько лет ужесточаются требования к банкам, некоторые из них по-прежнему пытаются вводить необоснованные комиссии и скрытые платежи, о которых клиент узнает уже позже.
Самым внимательным сообщают о том, что в подписанном им договоре имеется пункт, позволяющий банку осуществить изменение некоторых правил в одностороннем порядке, и если человек хочет снять или положить определенную сумму – ему потребуется заплатить.
Большинство же молча соглашается с отображенными на экране банкомата или объявленными кассиром условиями, а кто-то и вовсе не замечает, что переплатил. Давайте разберемся, на что в такой ситуации можно сослаться в ответ.
Что надо сделать для начала
Уточню, что информация касается только физических лиц. То есть простых граждан, у которых на руках имеется та или иная банковская карта, используемая в повседневной жизни или для накоплений, зарплатная, пенсионная или любая другая.
В большинстве случаев размеры новой комиссии или новый лимит по снятию денег не будут критичны в момент их обнаружения. Согласитесь, мало кто на постоянной основе снимает в личных целях крупные суммы, а из-за небольшой комиссии при обычной операции устраивать разборки вроде как нет смысла.
Так что очень важно понимать, какие суммы вы планируете держать на карте и снимать с нее, насколько новые правила могут отразиться на ваших интересах в конечном итоге. Ведь вы продолжите пользоваться счетом, будете совершать и другие операции, и может оказаться, что постепенно на комиссии уйдет ощутимая сумма, или придется переплатить в том случае, когда вам понадобится снять накопления.
Если вы видите, что смысл разобраться в ситуации есть, то для начала стоит поинтересоваться у сотрудников банка, в связи с чем были изменены правила обслуживания счета. Как было указано выше, в подавляющем большинстве случаев вам ответят, что банк оставил за собой право менять условия в одностороннем порядке.
Что говорит закон и как поступить
Допустим, гражданину по какой-то причине понадобились все деньги с его счета, а сумма там накопилась большая. Он прекрасно помнит, на каких условиях был открыт счет, на каких он пополнялся, и какой был установлен лимит по снятию. Но уже в банке выясняется, что он должен дополнительно заплатить комиссию, о которой изначально не было ни слова. Прав ли банк?
Ответ на этот вопрос кроется в определении ВС РФ № 78-КГ 19-52 от 11 февраля 2020 года: согласно статье 310 Гражданского кодекса, одностороннее изменение условий недопустимо, если обеими сторонами договора не являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
В случаях же с клиентом-физлицом сторона должна оповестить его об изменениях таким способом, чтобы согласие потребителя на новые условия было точно установлено. В приведенном примере банк просто разместил информацию об изменениях у себя на сайте, и Верховный суд счел, что это не свидетельствовало о согласии клиента с новыми тарифами. В итоге, закон оказался на стороне гражданина.
Ссылаться в подобной ситуации следует на статью 310 Гражданского кодекса и на вышеуказанное определение ВС РФ. Если ваши права продолжают нарушаться – следует обратиться с жалобами в Центробанк и Роспотребнадзор. Суд остается на самый крайний случай, но, как можно видеть, положительная практика есть.

О "согласии клиента" очень интересно!)))
А банки не осуществляют предпринимательскую деятельность?
.нет
Обеими сторонами, ты читать умеешь чтот написано? Они осуществляют, а ты как физ лицо нет, значит банк делает сосо со своими амбициями.
Спасибо за полезную информацию
Пришлось обратиться в ЦБ с жалобой на Россельхозбанк. Этот банк совершает действия, которые отражены в УК РФ. Списывают штраф по требованию пристава. Закрывают ваш вклад и проценты по вкладу, которые вы получали ежемесячно списывают за весь период в свою пользу! Нашла не один отзыв о таких действиях Россельхозбанка. Штраф был ошибочным, постановление пристав отменил и сумма штрафа вернулась в банк. Только деньги Россельхозбанк вернуть отказался! ЦБ ответил отпиской. Не проверил даже факты на законность действий Россельхозбанка. Содержание договора вклада похож на договор нелегальной микрофинансовой организации. Один пункт противоречит другому. Не имейте никогда дело с Рлссельхозбанком и не верьте в эффективность ЦБ! Кругом воровство и беспредел...
Спасибо большое за публикацию.