Чьи в доме трубы-2. Что важно знать в России собственнику квартиры об ответственности управляющих компаний. Что грозит УК со стороны застройщиков

Кто за что отвечает в многоквартирном доме (МКД), вроде разобрались — Подробнее ➤.
Единственное, хотелось бы еще раз предостеречь читателей от неоправданных иллюзий по поводу того, что управляющая компания (организация, УК, УО) всегда и однозначно обязана ремонтировать и менять в вашей квартире отопительные приборы: радиаторы, конвекторы, полотенцесушители. Это не так. Несмотря на утверждения ряда юристов и пользователей, эти устройства не относятся к общедомовому имуществу (ОДИ) – смотрим вышеуказанную статью.
Да, надо вчитываться в комментарии, решения и определения Верховного суда РФ и учитывать их в комплексе с положениями Жилищного и Гражданского кодексов. Если в УК есть грамотные правоведы, они запросто отметут поползновения собственника жилого помещения заставить «управляшку» поменять внутриквартирное отопительное оборудование.
Тем не менее шансы есть, и факты такие есть, причиной тому – до сей поры остающаяся нечеткость формулировки все того же пункта 6 наших настольных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. Так что флаг в руки — и…
А мы пойдем дальше, точнее зайдем с другой стороны. Представьте себе, что в УК работают не только сварливые учетчицы, хамоватые прорабы и вечно пьяные работяги, а уставшие экономисты, замотанные инженеры и разрывающиеся между авариями сантехники и электрики. Не представляется? И тем не менее…
Кстати, сантехник – очень ответственная профессия, предполагающая серьезное обучение, требующая высокой, граничащей с инженерной, квалификации и с нешуточными требованиями по части охраны труда. Но это тема, достойная отдельной статьи, — это потом.
А сейчас речь о том, что при всех оправданных к ним претензиях на управляющую компанию зачастую возлагается груз ответственности, который она и не предполагала на себя взваливать.
Пример 1
Практически новый трехэтажный дом, навроде кошелевских, эконом-вариант коридорного типа с индивидуальным отоплением, симпатичным фасадом и металлочерепичной крышей. Построили, приняли в эксплуатацию, заселили. Проходит три года – квартиры верхних этажей заливает.

Дом вроде как на гарантии, только вот застройщик с десятью тысячами уставного капитала успел благополучно обанкротиться. Требование устранить строительные недостатки в рамках исполнения гарантийных обязательств предъявлять некому. А в жилых помещениях льет по стенам, отходят обои, коробит ламинат. На чью голову падет праведный гнев жильцов – правильно, на голову директора управляющей организации. Собственники требуют ремонта – УК закономерно отклоняют их петиции, т.к. текущий ремонт – обязанность собственника квартиры. Но причина-то залива – вне конкретного жилого пространства. Растет поток жалоб в жилинспекцию, Роспотребнадзор и прокуратуру.
Чтобы понять причины протечек, надо разобрать полкрыши, а то и всю – это приличные средства, тут уже миллионами пахнет. А взносов на текущий ремонт за три года собрано всего ничего, меньше сотни. Да тут и вовсе капремонт нужен. Понять, с чего начинать, можно было бы по проектным чертежам, но они, если и не потерялись, мало чем помогут. Проекты нынче тоже делают подешевле, без проработки узлов и примыканий.
Что делать? Ждать прямой линии с президентом? Пока (до линии) УК пытается что-то сделать: проверить примыкания, загерметизировать места явных протечек, но это без солидных средств – как мертвому припарки…
Пример 2
Похожий дом, но крыша, слава богу, не течет. Зато в небольшом районном центре, где он стоит, нет централизованной канализационной системы. Для сбора хозбытовых стоков возле каждого строения на приличном расстоянии оборудуются накопительные резервуары. По мере заполнения жильцы собирают деньги и нанимают ассенизационную машину. Которая потом сливает это всё… куда надо сливает. ЖКХ – система незамкнутая…

В этом доме контингент подобрался, с одной стороны, не сильно добросовестный, а с другой – достаточно грамотный, чтобы сообразить, что наружные сети вообще-то не относятся к ОДИ. Один раз не откачали вовремя, второй. Продукты жизнедеятельности переливаются через верх (благо других зданий поблизости нет), проникают в грунт и неумолимо подмывают подземную емкость. А там еще и природные грунтовые воды добавляют «эластичности» глубинным слоям. Через три года такой «эксплуатации» 60-кубовую металлическую бочку перекашивает, приемный колодец заваливается и рушится.

В адрес администрации и управляющей компании направляется оперативная жалоба от жильцов – аккурат через две недели после истечения гарантийного срока.
Кто виноват? МКД администрацией принимался в эксплуатацию как единый комплекс, вкупе с этой примитивной местной системой канализации. Собственники жилых помещений в силу закона стали собственниками земельного участка только под домом, в пределах стен. Окружающая территория до сих пор числится в категории неразграниченных федеральных земель. Чья теперь это головная боль? Естественно управляющей компании или же организации, выполняющей её функции, в чьем оперативном управлении находятся жилые помещения, пока не перешедшие в собственность жильцов.
Пока суд да дело, пока провели хоть какое-то обследование окончательно утонувшей в нечистотах емкости, выбивали финансирование, заказывали проект, пытались раздобыть предыдущий проект или исполнительную документацию для уточнения исходных данных – куда там, куцая планировочка, ни отметок, ни профилей, – все это время почва и подпочвенные слои напитывались «питательной смесью», на которой в будущем, наверное, по три урожая в год можно будет снимать.
Наконец, спроектировали (умудрились при этом «увернуться» от категории реконструкции, иначе бы еще на пару лет завязли во всех смыслах), еле нашли подрядчика на эту «блатную» работенку. И вот она, новенькая стекловолоконистая экологического зеленого цвета емкость сдана в эксплуатацию. …И опять переполняется, и снова кучка сознательных жильцов пытается собрать деньги с несознательных.

Несовершенство и недоработки градостроительного, жилищно-коммунального и землеустроительного законодательства буквально выливаются на эту бренную ничейную землю долгосрочными природоохранными проблемами. Это минус. Одно вроде бы должно радовать: при таком раскладе «управляшка» без работы не останется. Это плюс.
Как видим, налицо ситуация, когда управляющая компания, в общем случае нередко справедливо попрекаемая за недобросовестность и нерасторопность, получает в наследство от строителей неустранимые простым текущим ремонтом «косяки».
А строительные дефекты зачастую имеют коварное свойство быть скрытыми. И обслуживающая организация, в лице учредителя и директора вожделенно потирающая руки, предвкушая легкие прибыли от нововведенного в эксплуатацию МКД, вдруг встает перед необходимостью отвечать за эти дефекты, хотя она в них вовсе не виновата. Практика разрешения этой коллизии – в следующей статье.
Буду признателен, если подписчики и читатели поделятся своим опытом: приходилось ли вам сталкиваться со случаями, когда УК и должна и в то же время бессильна что-либо сделать?
Всем удачи!
Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы исключить случаи сдачи многоквартирных домов с серьезными дефектами?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо за публикацию, Николай Иванович. КАК такие дома могли передать под заселение? Вопрос...
О, это тоже для отдельной статьи тема. Строительный контроль...
Да!
Молча! В шестидесятых годах прошлого века на Кутузовском проспекте Москвы, не помню точно дом 16 или 18, приняли в эксплуатацию несмотря на то, что из целой секции не было выхода вообще. (информация из статьи в тогдашних "Известиях").
Скорее всего, проектировщики предусмотрели одну арку, проект утвердили, начали строить, а потом какой-то большой начальник посмотрел и сказал: "Непорядок, нет симметрии!" Внесли исправления и вместо лестничной клетки нарисовали арку! А все приемочные комиссии обязаны принимать объект, если нет отклонений от проекта. И приняли! Так-то
Руководящие указивки, ошеломляющие своей "компетентностью" - исконно российская традиция.
Куда уж денешься от фактов?
Вопрос юристу. Профессионалу. В 93 году госпредприятие преобразовано в АОЗТ. Народное предприятие. В 2009 как требует закон в ЗАО. Сосед врезался в систему водоотведения. Результат- от подтопления сточными водами прогнила несущая балка между первым и вторым этажом. На запрос в МУП ЖКХ официальный ответ- на баланс системы водоотведения и подача воды не переданы. И???? Договор отказываются прямой заключать. Где искать балансодержателя? Правы ли мы, требуя прямой договор на оказание услуг? Оплата за водоотведение и подачу воды на счёт МУП идёт
Очень мало информации. Что за объект, кто собственник? Сосед - сособственник, арендатор?
Действительно, кто собственник жилфонда на сегодняшний день? До приватизации госпредприятия на балансе которого был жилфонд ( приватизация госпредприятия происходила как выкуп активов, в том числе и жилфонда за личные средства) жилфонд на балансе госпредприятия. По законам ФЗ преобразовано АОЗТ. Далее ФЗ 238 ЗАО. Согласно справке архива переданы в управление муниципального образования.????? Не являются служебными, ведомственными квартиры. Договор о долевом участии муниципалитета с госпредприятие отсутствует. Да и не было на момент строительства муниципального образования. Г. Постройки 1951 . Пытаемся выяснить, кто балансодержатель коммуникаций? Кто передал соседу в собственность систему водоотведения всего МКД? Конкретно какая информация должна быть? По пунктам! Будем рады, если поможете
Честно говоря, с таким всё равно явно недостаточным объемом исходных данных Вам вряд ли удастся получить ответ в рамках комментариев к статье.
Попробуйте обратиться к практикующим юристам здесь на сайте. Я - не юрист по профессии.
В любом случае информация нужна ВСЯ, с приложением копий документов. Возможно, потребуются дополнительные запросы, так что проще было бы проконсультироваться у юриста в своем городе.
Я и обращалась к юристу в этих обсуждениях. Ответили вы почему то. Не страшно. Здесь в списках юристов много
Я обнаружила, что у нас, в Туле тоже есть такой дом.
В прошлом месяце проверяла в нём доставку рекламы, но так и не поняла, как жильцы попадают в одну часть дома, отделённую аркой? Числится, что подъезда 3, а по факту только 2 (второй и третий). Пришла к выводу, что через второй этаж соседнего подъезда.
Ирина Николаевна, как видите, дураков в России всегда хватало и хватает. Богаты мы ими не только в Москве!
Можно подумать, что я, как инженер-конструктор, этого не знаю.)))))
Ирина Николаевна! А я, как инженер-технолог, бывший некоторое время в проектно-конструкторском бюро ведущим инженером-конструктором, слегка знакомый с российской литературой, догадывался, что Вы это знаете!
Как???? Комиссия приняла дом? Кто проект разработал?
Ооооо, сейчас такие проектировщики, ни приведигосподь. Зато автокад знают)))
Сейчас нет комиссионной приемки.
Кто-то разработал. А кто-то (халтурный застройщик) взял и нарушил проект. А потом обанкротился.
Так ведь это было 60 лет назад! И дома эти строились для советской элиты, том числе и первых лиц государства, семьи которых и сейчас там живут. Сами понимаете, какой был контроль! Так что не в контроле дело!
Как нет?
ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ регламентируется статьей 55 Градостроительного кодекса. Детальный порядок описан в СП 68.13330.2017, и хотя этот свод правил не входит в перечень обязательных, его на практике строго придерживаются все стороны строительного процесса.
Так вот: сдача объекта происходит поэтапно, на каждом этапе подрядчик и заказчик готовят нужные документы, подтверждающие соответствие построенного объекта проекту, техусловиям, экологическим требованиям, оформляют двухсторонний акт, сформированный пакет документов предъявляют в государственный строительный надзор, тот проверяет и выдает (если все нормально) заключение о соответствии, с которым заказчик идет в местный орган власти,и тот уже на основании этого заключения выдает разрешение на ввод в эксплуатацию.
Как таковой общей "представительной" приемочной комиссии не существует.
Светлана Алексеевна, так ведь я же написал о своих предположениях.
интересно
согласен
Интересная статья