Дмитрий
Дмитрий Подписчиков: 1712
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 328

Триумф терапевтической культуры

57 дочитываний
19 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать


Одержимость психическим здоровьем и здоровьем в целом достигла пика в последние годы, отчасти из-за пандемии, которую мы переживаем. Но эта навязчивая идея укоренилась после долгого путешествия и культурных изменений с серьезными последствиями.

Триумф терапевтической культуры

Автор, который лучше всего может помочь нам понять эти культурные изменения, это американский социолог Филип Рифф. Сегодня его мало чему учили, но тем не менее он тонко описал подъем психологического человека и триумф терапевтической культуры. Последняя формировалась в ограниченных социальных кругах (буржуазия, культурная элита) до 1960-х годов, но с тех пор восторжествовала до такой степени, что стала своего рода уникальной мыслью, распространяемой медицинской системой, крупными СМИ, многонациональными компаниями, рекламной индустрией, наши правительства и Голливуд. Эта культура распространяет маленькие максимы столь же простые и действенные, сколь и незначительные: «сегодня я выбираю себя», «заботься о себе», «слушай свое тело», «причина ради дела», «зачем страдать? В 1950 году молодой профессор социологии Рифф влюбился в блестящую студентку Сьюзен Зонтаг. Через десять дней после встречи они женятся. В течение этого десятилетия Зонтаг поддержала Риффа в написании его первой крупной книги Фрейд: разум моралиста» В эссе предлагается пессимистическое прочтение цивилизации и представлена ​​центральная концепция теории Риффа: психологический человек Больница как собор

Рифф создал блестящее изречение, которое резюмирует нашу культурную историю: «Больница приходит на смену парламенту и собору как архетипу западной культуры. Эта культурная история опирается на последовательность социальных типов: политик, религиозный человек, экономический человек, психологический человек. Первый тип господствует в античности; она идеализирована в мысли Платона и Аристотеля. Политик это тот, кто утверждает свою идентичность в общественной деятельности. Он часто бывает на Агоре, ходит в Ареопаг, словом, занимается тем, что мы называем гражданской жизнью.

В Средние века политик уступил место второму типу, религиозному человеку. Последний развивает свою идентичность в связи с религиозной деятельностью: посещением месс, празднованием религиозных праздников, участием в процессиях, паломничеством.

Затем, в начале современной эпохи, по мере развития индустриализации, на смену религиозному человеку пришел экономический человек. Человек поглощен производительной деятельностью, такой как работа, торговля, производство и т.д Однако эта третья фигура неустойчива и преходяща. Он просто возвещает о рождении четвертого типа: психологического человека. Последний не утверждает свою идентичность, открываясь вовне, в социальной деятельности, как это имеет место для трех предыдущих типов. Наоборот, он неустанно исследует мельчайшие уголки своей внутренней жизни. Одержимый яростным стремлением к благополучию, его чувства диктуют его действия.

Бесконечный самоанализ

В 1966 году была опубликована великая книга Риффа: «Триумф терапевта» По его словам, культура в основном определяется тем, что она запрещает. В нем излагаются запреты, отношения, считающиеся неприемлемыми. Эта точка зрения имеет институциональные последствия. Жизнеспособность культуры зависит от ее способности утвердить свой авторитет через свои институты.

До середины 20 века, вспоминает Рифф культура открывала людей внешнему миру. Участвуя в общественной деятельности, человек развивает свою личность. Таким образом, идентичность внедрялась и изучалась; человек не создал его и не выбрал. Культура была выше личности; оно предшествовало ему и сделало его социальным существом.

Однако подъем психологического человека породил в 1950-х и 1960-х годах новую культуру, терапевтическую культуру. В ее основе авторы, утверждающие, что общество угнетает личность через свои институты. Новая терапевтическая культура направлена ​​на излечение неврозов, созданных обществом.

Психологический человек не открыт внешнему, как предыдущие три типа. Он предан себе. Его жизнь с утра до вечера это бесконечное исследование самого себя. Таким образом, старая иерархия была перевернута. Отныне учреждения призваны служить человеку, обеспечивать его благополучие и, в частности, его психическое здоровье.

В прошлом институты были местами, где обучались люди. Они подготовили нас к тому, чтобы жить в обществе и вносить в него свой вклад; после торжества терапевтической культуры учреждения стали площадками, где можно устроить перфоманс, устроить шоу; Короче говоря, они стали пространством, где людям предлагается дать волю своему настроению, выразить то, что они чувствуют внутри. На работе, в наших социальных отношениях нас всех приглашают исповедоваться, вести монолог, раскрывать свои маленькие секреты, как если бы мы были участниками реалити-шоу, где мы соревнуемся в аутентичности.

Три ученика: Вулф, Аллен, Лаш

Рифф писал не для широкой публики. Его тексты были сложными, загадочными, герметичными. Он отказался быть публичным интеллектуалом. Он видел себя монахом и почитал профессию учителя и его естественную среду обитания классную комнату. Он запретил своим ученикам делать записи во время своих презентаций. Предложение за предложением он анализировал и комментировал великие произведения, отправную точку для диалога со студентами. Один сеанс был Вебером, другой текстом Дюркгейма или Ленина.

За пределами академии его диссертация вдохновила смелых популяризаторов. Сначала в кино Вуди Аллен построил часть своей работы вокруг мук психологического человека. Журналист и писатель Том Вулф подготовил легендарный анализ самых смелых проявлений терапевтической культуры, ознаменовавший десятилетие себя В рассказах и романах писателя представлены персонажи, разделяющие культ личности и освобождение импульсов и желаний. Новые методы лечения, характерные для 1970-х годов, в своем анализе вращаются вокруг навязчивой идеи, заключающейся в том, чтобы говорить только о себе.

Эта позиция, направленная на исследование наших тревог и наших мелких ран, долгое время была прерогативой привилегированных классов; однако он был демократизирован после Второй мировой войны. Этот поиск прежде доставлял только минуты досуга. Любопытным оруэлловским переворачиванием это теперь поощряется во всех сферах жизни, даже на рабочих местах, в компаниях, которые поняли ценность лечения, даже исцеления совести... «Скажите мне, что у вас на сердце, дорогой сотрудник. Я слушаю тебя… Окончательный анализ терапевтической культуры был проведен Кристофером Лэшем в книге «Культура нарциссизма»., в 1979 году. Утверждая, что он Рифф, он показал, что нарциссическая личность, сформированная терапевтической культурой, не была, как предполагалось, эгоистичной и пронизана чрезмерной любовью к себе. Она была скорее тревожной, нервной душой, находящейся в режиме выживания, стремящейся угодить любой ценой. Эта личность была лишена необходимых ориентиров для доступа к эмансипации или, проще говоря, к зрелости. Он согласился с выводом Риффа: терапевтический век, несмотря на все его многословие о человеческом потенциале и самореализации, был в конечном счете антитерапевтическим, порождая все более ожесточенных, тревожных, подавленных и разочарованных людей, продвигающихся вперед по жизни с глубоким чувством пустоты.

Среди долгосрочных последствий триумфа терапевтической культуры мы различаем рождение религии здоровья, стремительное распространение медицинской системы и рост престижа врачей (и, в более широком смысле, терапевтов). Пандемия не создала эти тенденции; она просто увеличила их.

В своем анализе Десятилетия меня Том Вулф блестяще изобразил двуличие и снобизм радикального шика, этого живого бунтаря, развивающегося в культурной сфере, который быстро сменил классовую борьбу на более безобидную борьбу «личного шика». освобождение». По случаю пандемии терапевтическая культура сегодня породила новую фигуру «медицинский шик». Этот влиятельный человек, одетый в лабораторный халат, выпускник медицинских наук, который комментирует рейтинги вирусов на фондовом рынке, читает лекции в Твиттере «беззубым», которые ворчат против умножения мер здравоохранения.

Таким образом, конституция «терапевтического общества» позволяет возникнуть новому социальному расколу, наряду с расколом между левыми и правыми и националистически-глобалистским. Этот раскол построен вокруг новой гегемонии медицинской системы. С одной стороны, этой гегемонии яростно сопротивляется все большее число людей; с другой стороны, все большее число людей не в состоянии пройти ни малейшего испытания жизнью, не обратившись за медицинской (и фармацевтической) помощью. К счастью, между этими двумя крайностями есть еще много людей, которые могут расположиться в промежуточном пространстве. В ближайшие годы им придется проявить терпение и принять участие в общественных дебатах, чтобы защитить ценности, благодаря которым наша цивилизация продвинулась вперед.

19 комментариев
Понравилась публикация?
40 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 19
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Очень интересный материал с глубоким анализом

+2 / 0
картой
Ответить

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

интересная статья

+2 / 0
картой
Ответить

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Обычный рабочий Алексей Дианов
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.2М
05.05.2022, 23:36
Астрахань

5

+2 / 0
картой
Ответить

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Спасибо за статью !

+2 / 0
картой
Ответить

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

+1 / 0
картой
Ответить

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (19)

Обратная сторона любви

Жизнь Аллы с бабушкой Галей напоминала службу в армии с очень любящим, но слегка параноидальным командиром. У бабушки в голове хранилась идеальная карта мира Аллиного детства. У неё внутри, видимо,...

А, чего, собственно, многие боятся Макса?

Недавно в интернете появился мессенджер МАКС — и вокруг него сразу поднялась небывалая шумиха. Я, не раздумывая, зарегистрировался в нём с первых дней запуска. Вскоре от знакомых я услышал тревожные слухи:

Как перестать откладывать жизнь на потом

Мечта — это то, что заставляет нас чувствовать вдохновение, предвкушение и внутренний подъём. Но парадокс в том, что именно мечты мы чаще всего отправляем в долгий ящик. Мы откладываем их на потом,...

Как избавиться от тяжёлого прошлого без боли

Обида — это чувство, которое знакомое каждому из нас. Мы злимся, расстраиваемся и чувствуем несправедливость, когда кто-то нас задел. Но держать обиду внутри — всё равно что носить тяжёлый рюкзак с камнями:...

Чужая зависть как зеркало: что она отражает

Зависть — чувство, которое все мы встречаем в жизни. Но как мы на неё реагируем? Игнорируем. Иногда проще просто не обращать внимания на зависть, чем объяснять свои достижения. Сочувствуем. Мы понимаем,...

Почему мы продолжаем дружить, даже когда сложно

Дружба редко возникает «просто так». За каждым тёплым разговором, спонтанными встречами и многолетними переписками стоят целые психологические механизмы, которые делают нас ближе — и удерживают рядом. 1.

Почему новости кажутся важнее, чем они есть

Когда мы слышим или видим что-то снова и снова, наш мозг автоматически присваивает этому большую значимость. Даже если по факту событие обычное, привычка его повторять делает его «важным» в наших глазах.