Швабско -Алеманнский карнавал
Карнавал на юго-западе, так называемый «швабско-алеманнский карнавал», процветает уже много лет. Даже там, где много лет назад не было гильдий дураков, они растут как грибы после дождя. Так как встречи больших дураков с их парадами транслировались по телевидению, то и в других частях Германии известны красочные "Häs" (так называются костюмы дураков), которые так сильно отличаются от костюмов дураков в Рейнский карнавал.
Хильдегард Кнуп

Карнавал и Великий пост
Многие хранители обычаев на юго-западе до сих пор любят возводить происхождение «их» Фаснета к дохристианским, языческим корням и говорят, что во время и вместе с Фаснетом и его шумной суетой зима изгоняется и скорый приход весны Празднуется.
Прыжок дурака в Ульме
Но для фольклористов и историков дело ясное: Фаснахт — христианский праздник и тесно связан с последующим 40-дневным периодом христианского поста в рамках подготовки к Пасхе. Это понятно уже из названия: ведь слово «Фаснахт» относится к периоду до начала Великого поста. Он длится шесть дней, с четверга по Пепельную среду.
Это также относится к рейнскому карнавалу и его предшественникам. Нижненемецкое слово «Fastelovend», которое, например, жители Кёльна до сих пор используют для обозначения своего карнавала, также означает не что иное, как «вечер перед Великим постом ».
И слово «карнавал», происходящее от итальянского « carnevale », тоже относится к Великому посту. Потому что "carnevale" - это краткая форма церковно-латинского термина "carnislevamen", что означает что-то вроде "отнятие мяса".
Отказ от мяса и всех других продуктов животного происхождения был определяющим элементом Великого поста, который в прежние века соблюдался гораздо более строго, чем сегодня.
Карнавал в средние века
Было запрещено употребление алкоголя (правда, только вина, а не пива), и заповедь воздержания относилась и к сексуальности. Неудивительно, что «великие дни» были очень насыщенными во всех отношениях — к растущему неудовольствию церкви.
Все чаще они видели в карнавале противомирие миру спасения, который человек мог пережить только последовательным обращением к Богу, но не предавшись мирским удовольствиям. Мир Фаснахта представлялся безбожным, даже дьявольским, и в нем царила фигура юродивого, который уже в 52-м псалме Библии характеризуется как тот, кто говорит: «Бога нет».
Свидание мифических существ

Гуляки реагировали на осуждение церкви, переодевшись чертями или дураками. Фигура дьявола является одной из древнейших карнавальных фигур, а шут в различных ипостасях стал центральной фигурой карнавала, которой он и остается по сей день.
Другие популярные типы фигур, такие как «дикие люди» или фигуры животных — например, «Бутцезель» Виллингера — изначально символизировали отдаление от Бога или порока. Обычай отмечать дни перед Великим постом пиршеством, питьем и шумной деятельностью в самых разных масках восходит к средневековью.
Одно из старейших представлений о карнавальных мероприятиях — танец нюрнбергского мясника. С 15 века мясникам в Нюрнберге разрешается исполнять во время карнавала собственный танец, в котором они держат колбасные кольца друг друга.
Тогда у мясников были все основания «выпустить все на волю» перед Великим постом, потому что их профессия была затронута Великим постом больше, чем почти любая другая. После Пепельной среды и незадолго до Пасхи они оставались практически безработными.
Но не только мясникам пришлось приспосабливаться. Правила воздержания Великого поста сильно ударили по всему населению. Запрещалось не только мясо, но и все пищевые продукты, полученные от животноводства и птицеводства: сало, жир, молоко, масло, сыр, яйца.
Необходимость израсходовать все эти вещи перед Великим постом, по возможности, породила обычай есть традиционные пончики, запеченные на сале, или карнавальные лепешки, которые жарятся на сале и содержат много яиц. Отсюда и распространенный на юго-западе термин «грязный четверг» для первого из «великих дней», потому что грязь означает жир.
Карнавальные запреты и возрождение
В ходе Реформации карнавальные гуляния были запрещены во многих городах с 16 века, например в Нюрнберге. Католическая церковь долгое время терпела карнавальные празднества — отчасти из соображений, что кающийся грешник будет прощен и что нужно познать зло, чтобы с еще большей убежденностью обратиться к спасению.
Евангелическая церковь, напротив, стремилась к жизни насквозь угодной Богу и поэтому принципиально отвергала карнавал.
Хотя в течение 17 века многие фигуры и маски были очень усовершенствованы из-за влияния барокко, с одной стороны, и Италии, с другой, в 18 веке карнавал переживал все больший упадок. Потому что представители Просвещения отвергли деятельность народа как совершенно устаревший пережиток темного прошлого и запретили карнавал.
Наконец, в конце 18 века многие карнавальные традиции были прерваны войнами и последующими оккупационными войсками.
Только на рубеже 18 и 19 веков старые традиции вновь обрели интерес в ходе романтического возвращения. Вместо ремесленников буржуазия теперь взяла на себя карнавал и провела «романтическую карнавальную реформу». Это началось в 1823 году с первого шествия Масленицы в Кельне.
Были созданы новые фигуры с «Принцем Карнавалом» и глупыми охранниками. Вместо того, чтобы праздновать на улицах и в трактирах, люди праздновали в стройном шествии, на балах и торжественных собраниях. Идея быстро распространилась по Рейну, и самое позднее к 1840-м годам «принц-карнавал» был распространен и на юго-западе. Старые карнавальные фигуры и обычаи отошли на задний план.
С «Карнавалом принца» был создан совершенно новый персонаж.
Но затем юго-западный немецкий Фаснет и карнавал разошлись. На рубеже 19-20 веков ремесленники и простые люди во многих городах юго-запада уже не желали принимать участие в «почетном карнавале» или перестали исключаться из него.
Они достали из сундуков старые шутовские одежды и маски, вспомнили старые фестивально-парадные традиции и вернулись к доромантическому карнавалу.
Эта новая старая форма пользовалась популярностью и у высшей буржуазии, так что преобладала над карнавалом. Новые гильдии шутов вскоре возникли в местах, где карнавальные традиции не существовали или не были известны. Люди ориентировались на традиционные города, такие как Ротвайль, Филлинген или Лауфенбург, и создавали свои характеры и традиции на основе их моделей.
Многим фигурам швабско-алеманнского карнавала, с которыми мы сталкиваемся сегодня на парадах, нет и 100 лет, многие значительно моложе.
21 век – Юго-Запад в лихорадке Фаснета
В 1924 году на всей юго-западной Германии было всего 40 гильдий шутов, сегодня, по оценкам экспертов, их более 1700. Только с 1990-х годов было основано более 1000. Фольклористы, такие как эксперт по карнавалам во Фрайбурге Вернер Мезгер, объясняют это быстрое развитие потребностью людей в фиксированных обычаях и ориентирах во времена глобализации и анонимности.
Мезгер приписывает популярность и сильный рост в последние годы влиянию телевидения, которое своими трансляциями собраний дураков побудило многих людей стать активными, организоваться в гильдию и разработать свои собственные карнавальные фигуры, основанные на хорошо-известные модели.
И вот, в период от Богоявления до Пепельной среды все больше и больше ведьм, «дикарей» и всяких шутов населяют улицы и площади юго-запада. Они кричат «нарри нарро» или возглас и «хухухен» — не всегда на радость тем, кто знает и поддерживает традиционные обычаи, которые уже не знают, как ориентироваться из-за всех новых дураков. Но что такое старый девиз Fasnet: «Все для радости и никто для страдания»
