Принцип эстоппель в потребительских спорах

Принцип добросовестности
Участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, что закреплено в ст. 10 ГК РФ. Данный принцип означает, что при реализации своих гражданских прав, субъекты гражданского права, действуют добросовестно по отношению друг к другу, соблюдая права всех участников гражданского оборота. В противном случае их поведение может быть проверено на предмет добросовестности (например, судом), и в удовлетворении их требований может быть отказано по вышеуказанному основанию.
Принцип добросовестности в гражданских правоотношениях корреспондирует принципу добросовестности субъектов гражданского процессуального права, который закреплен в ст. 26 ГПК РФ.
Признаки добросовестного поведения
Так, лица, участвующие в деле, должны пользоваться своими процессуальными правами добросовестно. Это означает, что их поведение не направлено на получение неосновательного обогащения, на обман или введение в заблуждение других участников процесса. Целью добросовестного поведения является достижение целей, предусмотренных законом, с использованием законных способов. Добросовестное поведение выражается как в досудебной, так и в судебной стадиях урегулирования спора, и является ождиаемым, понятным и последовательным. Принцип добросовестности должен неукоснительно соблюдаться субъектами права, однако, на практике, такое бывает далеко не всегда. Зачастую правовое поведение субъекта является противоречивым.
Виды недобросовестного поведения потребителей
Например, в потребительских спорах, недобросовестное поведение потребителя может приобретать следующие формы:
- потребитель длительный срок эксплуатирует товар с недостатком, после получения его из гарантийного ремонта, а потом резко решает расторгнуть договор купли-продажи, обратившись в суд с иском,
- потребитель злостно нарушает правила эксплуатации товара, однако требует от продавца возместить ему убытки, связанные с недостатком товара,
- потребитель ненадлежащим образом направляет продавцу претензию, с целью последующего получения штрафа и неустойки с продавца,
- потребитель предъявляет несколько противоречивых претензий одновременно,
- потребитель производит мошеннические действия для изменения подсудности спора (например, предоставляет в суд фиктивные документы о регистрации по местужительства), и другие подобные действия.
Сложившаяся судебная практика подтверждает, что суды обязаны проверять правовое поведение потребителей на предмет их добросовестности, и в случае выявления признаков недобросовестности отказывать в иске.
Так согласно Обзора судебной практики Президиума Верховного Суда РФ от 20.10.2021 г., установлено, что поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения (абз. 4 п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25).
Практика
Однако, зачастую в практике разрешения потребительских споров, факт недобросовестности (нарушение принципа «эстоппель»), может быть установлен только на стадии кассационного и надзорного обжалования.
Часто суды первой инстанции необоснованно пренебрегают проверкой добросовестности действий участников процесса, что необратимо влечет последствия в виде последующих обжалований.
При этом нельзя не отметить, что такое обжалование практически всегда приносит положительные результаты, поскольку в конечном итоге факт недобросовестного поведения потребителя бывает судом установлен, и суд применяет к нарушителю необходимые меры.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: