Авиационные бомбы или чем можно пробомбить "Азовсталь"
Авиационные бомбы (Россия) — авиационные бомбы, созданные и/или состоящие/состоявшие на вооружении (фактически и/или формально) в Российской республике, РСФСР, СССР или Российской Федерации.

Расшифровка названия
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ-250 М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250 М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270, ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500 Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600 ТС — толстостенная, ФАБ-100 сч — сталистый чугун, ФАБ-1000 сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500 С-Э — экспортная).
Типы бомб
Основного назначения

Авиационная бомба ФАБ-250. Такие же бомбы падали на Берлин в 1941 г.
ФАБ — фугасная
ОФАБ — осколочно-фугасная
ОФЗАБ — осколочно-фугасно-зажигательная
ОАБ, АО, ШОАБ (шариковая ОАБ) — осколочная
ЗАБ/ЗАРП (зажигательный авиационный разовый прибор) — зажигательная
ЗБ — зажигательный бак
ОДАБ — объёмно-детонирующая
ФАБ-ТС (ТС — толстостенная), КАБ-Пр (Пр — Проникающая) — проникающая фугасная
БетТАБ (также — БЕТАБ) — бетонобойная
БрАБ (также — БРАБ) — бронебойная
ПТАБ — противотанковая
ПЛАБ/МПЛАБ (морская противолодочная авиационная бомба)/ГБ ([авиационная] глубинная бомба) — противолодочная (авиационная глубинная)
ХАБ/ХБ — химическая
АК (ампула круглая [стеклянная])/АЖ (ампула жестяная) — химическая ампула (снаряжались также самовоспламеняющейся зажигательной жидкостью КС)
КрАБ-яд (также — КРАБ-яд) — курящаяся авиационная бомба ядовитого дыма
АОХ — осколочно-химическая
КАБ — корректируемая (КАБ-Кр — телевизионная [головка самонаведения/ГСН], КАБ-ЛГ — лазерная головка (полуактивная лазерная ГСН), КАБ-С — инерциальная ГСН со спутниковой коррекцией)
РБК — разовая бомбовая кассета
РБС — разовая бомбовая связка
Вспомогательные и специальные
САБ — светящая (осветительная)
ДАБ — дымовая
ИАБ — имитационная
АСК — авиационная спасательная кассета
МГАБ — морская гидроакустическая (взрывной источник звука — ВИЗ)
АСП — авиационное средство пожаротушения
АгитАБ (также АГИТАБ) — агитационная
П, ПАБ — практическая
М — мишень
УПЛАБ — учебная противолодочная
ФотАБ (также ФОТАБ) — фотографическая
НОСАБ — ночная ориентирно-сигнальная
ДОСАБ — дневная ориентирно-сигнальная
ОМАБ-Д — ориентирно-морская (дневная)
ОМАБ-Н — ориентирно-морская (ночная)

Модели и типы бомб
Межтиповые виды бомб
Межтиповые виды бомб — типы бомб, особенности которых могут иметь все виды бомб.
Штурмовые (Индекс Ш) — бомбы, имеющие раскрываемый тормозной парашют, который обеспечивает маловысотное (штурмовое) бомбометание, без риска повредить свой самолёт осколками (как при применении обычных бомб с мгновенным взрывателем) и исключает возможность рикошета (как при применении обычных бомб с взрывателем с штурмовым (10-240 с) замедлением) обеспечивая высокую точность бомбометания. Также обеспечивается бо́льший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с больши́м углом. Штурмовые бомбы могут иметь встроенное или приставное исполнение.
Термостойкие (Индекс Т) — Бомбы, имеющие теплозащитную конструкцию или теплозащитную оболочку, предназначены для подвески на высотные сверхзвуковые перехватчики, типа МиГ-25 и МиГ-31.

Фугасные
Фугасные авиабомбы (ФАБ) — авиабомбы, основным поражающим действием которых является действие фугаса. Они обладают наиболее мощным и универсальным поражающим действием среди авиабомб основного назначения. Масса ВВ в бомбе примерно составляет 50 %, также бомба имеет сравнительно прочный корпус для проникновения в грунт или в препятствия типа межэтажных перекрытий зданий и сооружений.
Основные поражающие действия
Газообразные продукты взрыва имеющие большое избыточное давление
Ударные волны в воздухе или грунте и сейсмические волны
Осколки при дроблении корпуса бомбы
Основные цели
Объекты тыла и коммуникаций
Военно-промышленные и энергетические объекты
Боевая техника
Живая сила
Современные ФАБ общего назначения имеют массу 250 кг и более. Они могут иметь несколько форм исполнения:
- Тупоконечная — предназначены для наиболее эффективного размещения внутри фюзеляжа. Обеспечивается сброс на около-и дозвуковых скоростях и высоте до 15-16 км.
- Большого удлинения — имею обтекаемую головную часть, предназначены в основном для самолётов с наружной подвеской в том числе и сверхзвуковых. Имеют меньшее лобовое сопротивление и более устойчивы.
- Толстостенные (индекс ТС) — Предназначены для действий по особо прочным целям (ж/б складов вооружения, стоянок техники, ВПП, плотин). Они отличаются более массивной и прочной головной частью, большой толщиной корпуса, и отсутствием головного очка под взрыватель и запального стакана.
ФАБ-9000 М-54: почему самая тяжёлая советская бомба оказалась бесполезна в Афганистане

С точки зрения обывателя, чем более тяжёлые и мощные бомбы находятся на вооружении государства, тем проще ему достичь победы в войне. Однако в реальности сверхтяжёлые бомбы уже к концу XX века оказались малоэффективны. В этом на собственном опыте убедилось командование «ограниченного контингента» советских войск в Афганистане.
Рождение «слонов»
У советской армии был не слишком интенсивный опыт использования сверхтяжёлых авиабомб. Во время Великой Отечественной войны применялась фугасная авиабомба ФАБ-5000 НГ, которая имела массу 5,4 тонны. Она использовалась при бомбардировках Кёнигсберга и Хельсинки, во время Курской битвы и при последующем освобождении Орла (в городе были разрушены многие здания, включая вокзал). После войны приоритет в разработке отдавался ядерному оружию и средствам его доставки. Тем не менее «традиционное» авиационное оружие продолжало совершенствоваться. В 1954 году была принята на вооружение бомба ФАБ-9000 М-54, прозванная «девятитоннкой» и «слоном». «Чистая» взрывчатка составляла чуть меньше половины её массы – 4297 кг тротила. ФАБ-9000 предназначалась для борьбы с кораблями и поражения фортификационных сооружений. Однако в реальности советской армии пришлось использовать её для других целей.
ФАБ-9000 в Афгане
Во время войны в Афганистане советским генералам пришла в голову идея «испытать» ФАБ-9000 на моджахедах, укрывавшихся в ущельях и пещерах. Тем более, что взорвать скопившиеся на складах боеприпасы было дешевле, чем утилизировать их промышленным способом. Однако использование сверхтяжёлой бомбы оказалось сопряжено с трудностями. Чтобы разместить боеприпас длиной 5 метров в грузовом отсеке бомбардировщика, в нём предварительно требовалось смонтировать мостовой держатель БД-6 с массивными балками. Перед одним из первых вылетов бомбу закрепили с перекосом, из-за чего она застряла в отсеке и едва не вывалилась на головы сотрудникам аэродрома. К счастью, ЧП удалось избежать. «Тяжёлые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000 М-54», – утверждает историк Александр Широкорад в книге «История авиационного вооружения. Краткий очерк». Результативность применения «слонов» оставляла желать лучшего. При сбросе с высоты от 16 до 12,5 км они не могли упасть точно в цель. Несмотря на огромную мощь, сила заряда тратилась впустую. При взрыве бомба насмерть поражала ударной волной лишь в радиусе 57 метров. На расстоянии до 225 метров от эпицентра душманы получали контузии, сопровождавшиеся кровотечением из ушей и носа. В горах силу ударной волны гасили складки местности. Если же срабатывали не все три взрывателя, то тринитротолуол попросту разбрасывало по территории без ущерба для врага. Кроме того, мятежники часто меняли дислокацию, и пока советские стратеги принимали решение о бомбардировке, та или иная банда уже перемещалась в другое место. Применение ФАБ-9000 давало скорее психологический эффект. Обрушение небольших ущелий деморализовало местное население, поддерживавшее душманов. А выравнивание складок местности облегчало путь советским пехотинцам. К слову, более эффективными в Афганистане оказались бомбы ФАБ-1500-2600 ТС, которые имели меньшую массу (2600 кг), но более толстые стенки, способные пробивать бетон. При прицельной бомбардировке они успешно разрушали долговременные скальные укрепления. Хорошо показала себя и новейшая советская разработка – объёмно-детонирующие бомбы ОДАБ. Они были наполнены жидкостью, и при взрыве огненное облако буквально сжигало живую силу противника, особенно в замкнутом пространстве.
После Афганистана
Кроме Советского Союза ФАБ-9000 в 1980-х годах применяли ВВС Саддама Хусейна во время ирано-иракской войны. Средством доставки служил самолёт Ту-22. Учитывая, что Ирак своих военных целей не достиг, говорить об эффективности сверхтяжёлого боеприпаса также не приходится. Есть предположение, что пару раз ФАБ-9000 сбрасывали и в Чечне. О дальнейшем применении бомбы информации нет, однако ещё в 2006 году она упоминалась в числе выпускаемой продукции ГНПП «Базальт». В настоящее время ФАБ-9000 М-54 можно увидеть в экспозиции музея боевых самолётов на рязанском аэродроме Дягилево.
Выводы по "Азовстали"

Аргумент весом в три тонны с боевой взрывающейся частью — в полторы. Кстати, на консервации ВС РФ есть и более увесистые гостинцы — пятитонные «ФАБ-5000-М 54» и девятитонные «ФАБ-9000-М 54». Будут применены в Мариуполе? Это приговор заводу.
«Азовсталь» не пострадает сильно, если на него обрушить объёмно-детонирующие авиабомбы.
Их великая разносортица существует, от самых маленьких — до 500, 1000, 1500 кг. Они пробивают крыши и разрушают лишь поверхности с большой площадью — стёкла и панели, оставляя нетронутыми каркасы зданий. А всё живое внутри уничтожается ударной волной. Вполне применимы авиабомбы с термобарической начинкой. Насколько это гуманно применительно к убийцам из «Азова*»… думается самое оно. А с подземельями можно работать не спеша, выковыривая ценных пленных.
Теплится большая надежда, предприятие и рядом стоящая инфраструктура (ещё не донца освобождённая от мирного населения) будут спасены, работать будут с «подземным сердцем». Не поразить его насмерть, а хирургическими методами извлечь на свет божий, чтобы для будущего Трибунала получить первую скамейку обвиняемых в самых страшных зверствах на Донбассе.
А если там найдутся кадровые офицеры НАТО и био-лаборатория… это будет совсем другой разговор. На очень высоком уровне с мечущимся в панике Макроном, нервничающим отчего-то последние дни Столтенбергом. Наверное, стоит потрудиться нашим парням и военным инженерам. Поговаривают в частях ДНР, что затапливать постепенно будут катакомбы, море-то рядышком. Любопытно, что оттуда выплывет.
интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Очень интересно!
Очень хорошая статья, все понятно и доступно.