Велосипед и ОСАГО: не пора ли выстраивать отношения на дороге?

Сразу оговорюсь, при написании данной статьи принципиально не занимаю позицию в отношении какой-либо группы отстаивающих права определенной группы участников дорожного движения (владельцев автомобилей, велосипедов, мотоциклов, пешеходов). Сам иногда катаюсь на двухколесном. Но речь же пойдет о страховании ответственности велосипедистов. Абсурдно? Возможно, но, может быть, определенное рациональное зерно присутствует в моих размышлениях.
Проблема существует, к сожалению, ко мне не раз уже обращались люди, пострадавшие материально и физически от велосипедистов.
В городах идет велосипедный бум, связанный не только с нарастающей популярностью данного вида транспорта, практичностью его использования в условиях городской среды для перемещения людей и грузов (курьерская служба), но и ограниченностью возможности приобретения автомобилей.
По имеющейся официальной статистике, в летний сезон по стране регистрируются более 1000 случаев т.н. «наездов» автомобилей на велосипедистов. Но каков процент в данных происшествиях случаев, возникших по вине именно автомобилистов? Сколько происходит наездов велосипедистов на пешеходов, особенно на тротуарах?
Что говорит закон
Никто не будет отрицать, что согласно положениям ПДД РФ велосипед является транспортным средством, а велосипедист – его водителем.
С одной стороны, ПДД РФ фактически обязывают велосипедистов быть участником дорожного движения непосредственно по проезжей части в случае отсутствия велосипедной и велопешеходной дорожки или возможности движения по ним (п. 24.2. ПДД РФ).
И немногие, к сожалению, знают о том, что велосипедистам (старше 14 лет) запрещено перемещаться по тротуарам за исключением случаев:
- отсутствия велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- отсутствия возможность двигаться по правому краю проезжей части или обочине;
- сопровождения малолетнего велосипедиста (в возрасте до 14 лет) либо перевозки ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье.
О возросшем трафике на тротуарах больших городов (включая самокатчиков, электромопедов, доставщиков продуктов) говорить лишний раз не приходится.
Да, часто приходится видеть несущихся на самокатах и велосипедах людей через пешеходные переходы (по-моему, грубейшее нарушение п. 24.8 ПДД РФ). Зачастую скорость движения велосипеда не позволяет и водителям автомобилей вовремя заметить такой объект и среагировать на него. Или классическая «подстава» – въезд в бок авто при его заезде в придомовой проезд.
Сколько угодно можно говорить о должной осмотрительности автолюбителей в данных ситуациях. Давайте быть честными: как увидеть пешехода со скоростью порядка 5 км/час или велосипедиста на скорости более 20 км/ч (а перед пешеходным переходом надо еще и газануть)?
Про наезды на пешеходов на тротуарах отдельная грустная история, периодически выстреливающие в прессе мегаполисов.
А это, на минуточку, минимум 5 метров в секунду. Поэкспериментируйте в пространстве.
Так вот. Даже при обоснованном желании велосипедиста застраховать свою гражданскую ответственность как участника дорожного движения действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
В соответствие с ч. 1 ст. 4 федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Далее следует оговорка о том, что данная обязанность не распространяется на владельцев транспортных средств в случаях, предусмотренных пунктами 3 данной статьи, касающихся транспортных средств, которые не подлежат государственной регистрации. К коим и относится велосипед.
А дальше что? Произошло ДТП автомобиля с велосипедом. Каковы последствия?
Если виноват водитель автомобиля, то все понятно. Страховое возмещение получает владелец велосипеда. Разумеется, без «натурального возмещения» (без ремонта велосипеда) и морального вреда (отдельная дорога в суд).
Страховая, скорее всего, попытается выплатить ущерб с учётом износа (по аналогии с авто). В данной ситуации когда-то Конституционный суд признал законным требование непосредственно с виновного водителя автомобиля разницы между страховой суммой (с учётом износа) и реальной стоимости восстановления велосипеда.
А если виновен велосипедист? А здесь ситуация, в некоторой роли, абсурдна.
Существует судебная практика, признающая законность получения страхового возмещения по ОСАГО от невиновного автолюбителя виновным велосипедистом. Разумеется, речь идет о положениях Ст 1079 Гражданского кодекса РФ, устанавливающих ответственность источника повышенной опасности (ИПО) даже при отсутствии вины.
Судебная практика исходит из того, что автомобиль по отношению к велосипеду является ИПО.
В отношение велосипеда тоже можно сказать с натяжкой, что они являются ИПО по отношению к пешеходам. Судебная практика далеко неоднозначна в части признания велосипедов данным объектом (не вижу смысла приводить взаимоисключающую практику).
Исходя из судебной практики, получаются такие вариации:
- столкновение автомобиля с велосипедом трактуется как столкновение с ИПО (см. выше);
- наезд на пешехода также является столкновением с ИПО;
- столкновение велосипедом между собой (не смейтесь, это бывает не только на гонках) рассматривается по аналогии со столкновением двух автомобилей.
Что мы получаем при взаимодействие автомобиля с «младшим братом»? Велосипедист получает страховую выплату за вред здоровью по страховке ОСАГО водителя машины, благодаря статье 1079 Гражданского кодекса РФ, а собственник повреждённого автомобиля имея право рассчитывать на возмещение вреда его имуществу и здоровью – идее понуро в суд. Справедливо? Полагаю, нет.
Здесь можно пофантазировать о введении какого-либо усеченного /«лайт»/ вида страхования гражданской ответственности именно пользователя, а не собственника (например без привязки владельца к конкретному «железному коню», а по факту его нахождения за рулем велосипеда пускай даже чужого, что актуально для прокатных велосипедов) в момент совершения ДТП.
Соответственно, при условии, что будут опущены все ненужные вопросы, связанные с регистрацией велосипедов, номерных знаков, прав, технического состояния, то есть все, что присутствует у автолюбителей.
Это абсурд, утопия? А почему тогда не кинуть взгляд на пешеходов? Но минуточку давайте сопоставим итоги вышесказанного:
- велосипедист – непосредственный участник дорожного движения на проезжей части (по тротуарам в виде исключения);
- велосипед выступает источником повышенной опасности (по крайней мере, по отношению к пешеходам).
Есть велодорожки – ради бога, но решил выехать на дорогу – будь на равных с другими.
Для примера, уже не частный случай на наших питерских скоростных дорогах (КАДе и ЗСД):

Понятно, еще остались в стороне скутеры, квадроциклы и т.п. Но, по крайней мере, на них массово не носятся по пешеходным переходам.
Необходимо ли введение страхования гражданской ответственности иных видов транспортных средств, не подпадающих под действие ОСАГО?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Сбор денег с населения и очередная обдираловка
Потом еще техосмотры подтянутся, регистрация, медкомиссия и т.д. Думаю надо это все уже применять к спортивной обуви. Вышел из дома в кроссовках, значит собрался куда-то бежать, вот и беги за ОСАГО через медкомиссию. Опять же скорость бега в населенных пунктах ограничить до десяти км/ч. Для этого всем бегунам нужно зарегистрироваться и получить номер на лоб, чтобы нарушения фиксировали камеры видеофиксации. Двойная польза государству, и бюджет пополняется и граждан опять задолбали.
Если вы за ОСАГО, то сперва надо разобраться со страховой системой в обще, что-бы это была система направленная на страхование (поддержку человека), а не лотерея откажут мне или страховку выплатят. Пока это лотерея не удивительно что многие не видят смысла в страховке.
ОСАГО это принудительная обдираловка. Любое страхование не может быть обязательным - только добровольным.
Надо в случае с велосипедами и пешеходами,явно виновными в ДТП.сделать законодательно регресс.То есть,по ОСАГО выплата именно потерпевшему,а потом регресс виновнику,вне зависимости от того.пешеход он или велосипедист.С добавлением расходов при невозможности разового взыскания.
Да с велосипедиста, как и с любого физика, и сейчас можно взыскать ущерб за вред пешеходу, когда он его сносит на полном ходу на тротуаре..... НА БУМАГЕ. Так пусть страховая его "выбивает" в порядке регресса.
Прокатимся? ... по следам цивилизованной страны ... немного отвлечемся от российской отсталости и дыры....
Велосипедистов нужно в законодательном порядке убирать с тротуаров. Они уже замучили своими звонками и нападками на пешеходов.
а еще надо драконоские штрафы ввести для пешеходов, которые неторопливо гуля.ют по велосипедным дорожкам (особенно мамы с колясками), потому что там асфальт лучше и вообще им там удобнее!
О!!! Какая молодец...!!!
Слова приходят на ум только нецензурные...
Значит мужЧинка, на велосипеде должен ехать по ровной, удобной дорожке, а женщина с коляской, в которой маленький ребёнок, по разбитому асфальту ковыряться...:!
Молодец! Нечего сказать.
да, именно так. потому что это ВЕЛОДОРОЖКА, а не колясочная.
по секрету, на автостраде асфальт еще ровнее. пусть тогда мамашки с колясками туда идут..может дебилов меньше станет.
За что так женщин с детьми не любите?
Не иначе мужика из стойла увели?
если Ваши мужики - в стойле стоят, то мой мужчина в квартире живет
женщин с детьми люблю, а вот ЯЖМАМОК, которые прутся по велосипедным дорожкам, ненавижу
Видео для российского быдла! и заметьте, дорогу пересекают на велосипеде, а не пешком!!!!!
Отвлекитесь от быдломыслей!
Почему таких вопросов не было в СССР?! Люди сами были ответственными, в своих действиях и взаимоотношениях, по сути и "не заморачивались" по иностранному опыту, и не учитывали "заработка" в виде штрафов и страховок... сейчас же много "умных" идей, предложений... не последствия надо пресекать, а причину.