Что есть воспитание?.
Воспитание детей - вопрос, который очень часто поднимается в различных обсуждениях: нужно и можно ли наказывать детей, кто-то считает, что для воспитания ребёнка достаточно обеспечить его всем необходимым и во всём ему помогать и этого достаточно. Хочу выразить своё обобщённое мнение по этому вопросу. Обратимся к природе, понаблюдаем за тем, как воспитывают своих потомков птицы, животные, звери. В их воспитании есть много общего, во всех случаях родители приносят некоторые болезненные ощущения, показывая, что отпрыски не правы: птицы это делают не сильным ударом клюва или прищипыванием, а также различными звуками; травоядные животные также прикусыванием, толчком головы, а то и боднут, да и копытцем могут поучить, а также звуками; хищники, прикусыванием, ударами лапой или рычанием. И везде, огромное значение имеет подражание родителям: птицы, травоядные и звери показывают своим отпрыскам, как проводить личную гигиену — чистить перья, шкуру, ловить блох и т.д,. Учат летать, подкрадываться к дичи и нападать на неё, убегать и избегать встречи с хищником, показывают, какие растения можно есть, а какие нет, а какими и как нужно лечится, показывают, с кем ты хищник, а с кем ты дичь, участвуя в играх, обучают самозащите и нападению — и всему этому они учат своим примером.
Обратимся к « Homo sapiens», ко времени, когда и понятия такого, как воспитание, не было — и что? Всё то же самое, что у животных, учили: гигиене того времени, выбору места «жительства» и т.д. Со временем стало добавляться обучение добыче огня, изготовление луков и стрел, копий, лодок, хижин, а затем и домов, а также владению оружием. И опять-таки, всё это происходило под руководством людей с опытом на личном примере. В результате не усидчивого отношения к обучению можно было и подзатыльник получить, да и более суровое наказание, но до этого доходило не часто, так как подобное обучение было билетом в будущую взрослую жизнь. В дальнейшем с появлением умения добычи и литья металлов, появилась необходимость их обработки и изготовления с/х орудий труда и оружия: мечи, копья и стрелы с металлическими наконечниками и этому обучали каждое последующее поколение. Причём, в каждом ремесле каждое следующее поколение обладало в совокупности всеми умениями, полученными всеми предыдущими поколениями. Т.е. каждое следующее поколение получало знания поколений предыдущих, умножало эти знания за время своей жизни и передавало следующим поколениям знаний больше, чем получили в молодом возрасте. И этим было обусловлено постоянное увеличение уровня знаний и различных навыков каждым следующим поколением. Да, были времена, когда за несоблюдение дисциплины или недостаточной прилежности в обучении учащихся пороли розгами. У всех детей в семье были какие-то обязанности. Также были наказания и в семьях, где старшие обучали молодёжь какому-либо ремеслу и различным навыкам, имеющимся в арсенале этой семьи, за нерадивость наказывали ремнём, розгами, кнутом и т.п.-перечень был достаточно разнообразен. И всегда старший в семье был непререкаемым авторитетом и наказания признавались заслуженными. А почему наказывали физически? А может потому, что это лучше напоминало о твоей ошибке, или о не выполнении какого-либо поручения, чем словесные нарекания. И всё это многогранное обучение и было воспитанием — подготовкой к взрослой жизни с уже сформированными способностями, пониманием различных жизненных процессов, в том числе производственных и финансовых, уже понимающих, чем бы они хотели заниматься.
Перейдём к советскому периоду. Воспитание детей стало меняться. Часть воспитания и образования детей всё в большей степени стало брать на себя государство. И если в деревнях и посёлках обучение необходимым навыкам в жизни отталкивалось от прежних знаний в основном обустраивания личного подсобного хозяйства и участия в с/х деятельности поселения: косьба; животноводство; техническое оснащение. То в городах, кроме частного сектора, где домашние работы и работы по содержанию домов и участков также приходилось осваивать с малых лет, люди стали жить ещё и в многоквартирных домах, где кроме уборки и периодических ремонтов многие обязанности отпали. В городах стали появляться Дома пионеров, Дома культуры, в которых были различные кружки, различные спортивные общества и секции. Проводились конкурсы: музыкальные, спортивные на различных уровнях от районных и выше. Также в школах появились уроки труда, где мальчиков учили слесарным работам, работе на станках, а девочек шитью, вышиванию, кухонным работам. Т.е. воспитанем подрастающего поколения государство стало заниматься наряду с воспитанием семейным, и это начиналось ещё в детском саду, где ребят учили петь, рисовать, танцевать и т.д. — и всё это бесплатно. Практически все дети были «Октябрятами», затем «Пионерами», «Комсомольцами», в каждой из организаций прививалась любовь к стране, необходимость её защиты. Выпускалось огромное количество тематических газет и журналов для детей по минимальным ценам. Провинившихся в школе или дома также могли наказать ремешком, в угол могли поставить, лишить выхода «погулять с ребятами на улице». Но также родители много времени могли уделять детям после работы и в выходные. Несмотря на пережитые две мировые войны, страна стремительно двигалась вперёд: занимала ведущие позиции в науке, экономике, вооружении. Выросло не одно поколение интеллигенции, в части которой было распространено мнение их недооценки, стремление занимать высокие посты. В результате их воспитания появились недооценённые, самовлюблённые эгоисты, которым важна была только их жизнь. К сожалению, они сумели страну разрушить. В 90-х тоже было воспитание, но с определённым уклоном - как много спортсменов попали в различные группировки и гибли, наращивая благосостояние своих работодателей. Россия стала другой, а что воспитание? Как в воспитании и образовании подрастающих поколений. Участвует государство сейчас? Очень много поменялось при разделении на бедных и богатых. В школах какой-нибудь 11-12 летний отпрыск успешного папаши может всячески унизить учителя, подняв его на смех среди однокласников. Различные кружки и секции платные. Школа и родители постоянно выясняют, кто ответственен за воспитание ребёнка. Государство выплачивает на ребёнка какие-то деньги и всё, остальное на родителях, а там в зависимости от загруженности. Появились новые термины: педофилия; ЛГБТ** сообщества — так же косвенно, но влияющих на воспитание детей. Дети в основном сидят по домам и воспитываются через соц. сети, стрелялки и т.п. Везде обман: при расчётах пенсии, оплаты услуг ЖКХ и т.п. В СССР люди, уходившие на пенсию, уходили на заслуженный отдых. Сейчас этот самый заслуженный отдых назвали «периодом дожития» — как это можно было допустить по отношению к людям всю жизнь отдавших работе на эту страну? Воспитание не ограничивается детским садом и школой. Каждый человек на протяжении всей своей жизни воспитывается семьёй, коллективом его окружающим, обществом в целом в котором живёт, государством. Увеличение преступности в стране, появление людей не традиционной ориентации — это целиком недоработка государства, у которого по отношению к каждому гражданину страны есть определённые обязательства. Интересно наша страна и мир (с его ЛГБДТ-сообществами, однополыми браками, родитель №1 и родитель №2) двигается в прогрессивном направлении или обратном?
Согласны ли Вы, что государство должно участвовать в воспитании каждого гражданина страны?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо за публикацию! Согласна с автором
Вопрос слишком сложный и многогранный. Но если бы у меня были маленькие дети, я бы хотел , чтобы нынешнее государство , как можно меньше вмешивалось в их воспитание. Воспитатель должен быть достойным своих учеников, а тут...
должно участвовать в воспитании как это делал Советский Союз