Погребальные суеверия как смесь язычества и магии: православный взгляд

Человека всегда притягивало нечто непостижимое, то, что лежит за гранью нашего понимания. Именно поэтому вещам, которые невозможно объяснить, и от неведения того, что следует за ними, зачастую, народное сознание придавало сакральный смысл. После этого следовала некая трансформация перерастающая в суеверия. Пожалуй, наибольшее число суеверий у нашего народа связано с проводами в последний путь умерших. Особенно это отображается на «русских» похоронах, где по распространенной традиции осуществляются вещи под предлогом «так было всегда».
Хлеб и вода перед фото умершего
Сложно не увидеть при похоронах или в доме усопшего хлеб и воду перед фото, которые хранятся вплоть до сорокового дня. Возникает вопрос: кому сия трапеза поставляется? Народное поверие гласит, что хлеб и вода (а порой и водка) ставятся умершему человеку, его душе, чтобы она ела и пила. Православная традиция отмечает, что душа усопшего нематериальна и не нуждается в пищи и питии, поэтому такая практика не просто не имеет никакого смысла, но свидетельствует о неком непонимании основных истин в среде даже верующих людей.
Занавешивание зеркал
Особое место занимает традиция занавешивания зеркал, а порой и любой отражающей поверхности (например, телевизора) при похоронах. Этому явлению приписывают несколько обоснований, являющихся квинтесенцией языческого понимания неразумности души и магического отношения к зеркалам. Зеркалу приписывают некое окно в мир иной, в который может попасть душа. Но забывается, согласно православному взгляду, что душа разумна и вполне ощущает состояние своего бытия лучше живых. Да и зеркало никогда не рассматривалось как путь в вечность. Еще одно объяснение – душа увидит свое отображение, испугается и улетит. Как было сказано выше, разумность души не подвергается сомнению. Поэтому целесообразность этого обряда по православному преданию не имеет смысла.
Монеты на глазах покойного
Иногда на глазах усопшего можно увидеть монеты. Чаще всего их кладут, когда открыты очи. Народное суеверие гласит, что если покойник с открытыми глазами, он обязательно заберет кого-то с собой. Православная традиция во все века не имела ничего общего с подобным представлением. Кроме того, имеет место и некий пережиток язычества времен Древней Греции и Древнего Египта, когда монеты клались во гроб как некая плата «паромщику» за переход через реку мертвых. В другой интерпретации – монеты необходимы душе, чтобы она купила себе место в «лучшем мире». Иногда в гроб кладут и другие предметы: сигареты, спички, порой даже украшения. Разумеется, в православной традиции нет ничего подобного. Единственное, что могут сделать близкие для усопшего – совершать молитвы и творить дела милосердия в память о нем.
Поминовение алкоголем
Употребление алкоголя на помин души не только не соответствует православной традиции, но прямо ей отвергается. По словам святого праведного Иоанна Кронштадского:
Те, кто умерших водкой поминает, больших мук им предуготавляет.
Поэтому желательно воздержаться от употребления алкоголя на поминках или же употребить в меру не за покойного, но за здравие присутствующих (хотя это и выглядит как некое противоречие поводу собрания).
Прочие суеверия
Среди прочих суеверий можно выделить и другие. Например, проводы души на сороковой день (душа по православному преданию уже на третий день возносится к Богу). Некоторые утверждают, что обязательно необходимо подержаться за ногу умершего. Особое значение приписывают «встречной», которую обязательно нужно отдать первому попавшемуся. Касательно этого стоит отметить, что встречная это, прежде всего милостыня, а поэтому куда более целесообразнее будет ее отдать нуждающемуся. Порой напутствуют не раздавать милостыню в виде вещей покойного вплоть до сорокового дня. Православная традиция как раз говорит наоборот. В сороковой день у души частный суд, поэтому желательно начинать творить милостыню сразу после смерти.
Все подобные суеверия привносят и в без того непростой период похорон ненужные заботы. Именно поэтому православная культура и традиция четко акцентирует внимание на главных составляющих важных как для души усопшего, так и живых родственниках и ближних: молитве и делам милосердия.
Если и вы встречались с подобными "народными" традициями, не описанными в статье, пишите в комментариях.
Была ли публикация полезной?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо за публикацию.
Хлеб и вода ставится до сих пор. Зеркала занавешиваются. Так ведется давно, вот все и следуют этой традиции.
Буду ждать от Вас новых интересных публикаций
Насколько мне известно о давности внедрения традиции в наш быт - она не такая и давняя. Наибольшее распространение получила в постреволюционный период. В меры известных исторических событий.
Интересный авторский взгляд, приятно наблюдать на нашей платформе такой пытливый ум, сочетающий в себе сочный слог, нужный смысл в понятном изложении. Продолжайте в том же духе. Успехов!
Благодарю.
Необычная публикация. У мусульман на похоронах пить запрещено. Да и вообще в Коране говорится о том, что алкоголь грех. А русскому Ваньке лишь бы повод. Мы и от счастья и с горя пьем.
Точно!
А в каких ещё священных писаниях алкоголь под запретом?
Знаете, эта тема очень интересная. У многих семей свои причины. У нас было так, когда умер свекр, занавесили все что можно, по правилам. Но свекровь посмотрела в зеркало, так потом она очень долгое время вообще не открывала то зеркало, в которое она смотрела. Ей все время что то там казалось. вот как то так!
Действительно, ситуации бывают разные. Порой занавешиванию зеркал предается не некий мистический смысл или по форме "так было всегда", а вполне реальные человеческие неприятные ощущения.
Дмитрий Александрович!Может и правильно делают,что закрывают зеркала ..Души умерших могут ворваться в нашу жизнь , зеркало считается порталом..А как упокоется душа ,если портал открыт?
Поэтому статья о православном взгляде на подобные вещи. А то у нас многие и в храмы ходят, и подобные традиции соблюдают. А это неправильно. Публикация не столько традиционно-культурного характера, сколько духовно-образовательного.
Суеве́рие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование[1][2]) — религиозный предрассудок[3], представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, необъяснимых законами природы[2], поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении.